Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОН УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
№19 Г.ТЕМИРТАУ
Пути повышения эффективности уроков физической культуры в школе
МО
учителей физической культуры
Выполнил: учитель физической культуры Дейнека И.Ю.
Prezentacii.com
Слайд 2
ВВЕДЕНИЕ
Существующие школьные программы физического воспитания не позволяют в полной
мере учитывать особенности работы школы, запросы конкретного учителя и ребёнка.
Поэтому, исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. В многообразии средств физического воспитания школьников, особое место в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности занимают подвижные и спортивные игры. Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников, мною предложена экспериментальная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 6-7 классах.
Слайд 3Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре
доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать основные задачи программы
физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Слайд 4
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить эффективность
организации и проведения уроков физической культуры игровой направленности в 6-7
классах общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.Выявить мотивы и потребность в занятиях физической культурой учащихся школы.
2.Эксперементально определить характер воздействия уроков физической культуры игровой направленности на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет.
3.Разработать планы проведения уроков игровой направленности в 6-7 классах,
включающие обучение волейболу.
Гипотеза. Организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности, учитывающая особенности мотивов и потребностей подростков в двигательной активности позволяет повысить интерес учащихся к занятиям, способствует успешному решению задач физического воспитания подрастающего поколения.
Объект исследования – педагогическая технология построения годичных поурочных планов и проведения уроков игровой направленности в 6-7 классах
Предмет исследования – эффективность реализации годичных планов проведения уроков физической культуры, состоящих из средств волейбола.
Слайд 5
Анализ научно-методической литературы;
Анкетирование;
Педагогические наблюдения и эксперимент;
Педагогическое тестирование.
Для решения поставленных задач
использовала следующие методы исследования:
Слайд 6
Проблемы повышения эффективности проведения уроков физической культуры
-Мотивы и потребности
учащихся в занятиях физической
культурой;
- Влияние уроков физической культуры на уровень
физической подготовленности учащихся;
- Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре волейбол.
- Организация и проведения уроков физической культуры игровой направленности
Слайд 7
МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Организация работы
в школе базируется в основном на использовании спортивно-диагностических нормативов и
почти не учитывает мотивы и потребности учащихся в регулярных занятиях тем или иным видом
двигательной активности. У младших школьников мотивы занятия характеризуются неустойчивостью, зависят от внешних обстоятельств, от применяемых форм и методов воспитания и носят временный характер. Мотивы школьников средних и старших классов отличаются уравновешенностью, стабильностью и большой социальной значимостью. Работа по посещаемости учащихся школы уроков физической культуры за последние три года свидетельствует о том, что только 80,3% учащихся школы посещают уроки физкультуры. Причём этот показатель имеет тенденцию к снижению по мере перехода школьника в старшие классы. Если среди учащихся 5-х классов он составляет 98% у мальчиков и 97,4 у девочек, то в выпускных классах он снижается до 55,7 у мальчиков и 48,5 у девочек. Большое внимание нужно уделить факторам влияния на возникновение и развитие интересов. Работа учителя физической культуры имеет большое значение на формирование у школьников физкультурных и спортивных интересов. Но, деятельность по формированию потребности у школьников в физкультурном совершенствовании должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы школы.
Слайд 8
ВЛИЯНИЕ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Сегодня весьма
нелегко привлечь учащихся к регулярным занятиям физической
культурой. Очевидно и
то, что старые подходы к данной проблеме, основанные
на принуждении ушли в прошлое. С поступлением в школу у детей двигательная
активность уменьшается на 50%, что вызывает ухудшение здоровья, быструю
утомляемость, снижение риска уровня физической и умственной работоспособ-
ности. Школьники с малой двигательной активностью имеют повышенный
уровень заболеваемости, вследствие снижения функциональных возможностей
И иммунитета всего организма. Таким образом, три традиционных школьных
урока в неделю не компенсируют дефицит двигательной активности детей и
подростков. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребности, ни
привычки в физическом самосовершенствовании и, в конечном итоге, не в
состоянии решать те задачи, которые ставятся перед школьной физической
культурой на современном этапе. В целях содействия укреплению здоровья и
физическому развитию школьников, учитель должен искать резервы и иметь в
виду прямое воздействие физических нагрузок урока и его закаливающего
фактора, выработку практических навыков гигиенически правильного построени
занятий с использованием закаливающих средств. На мой взгляд, настал период,
когда возрастает целесообразность проведения уроков определённой
направленности с преимущёственным использованием средств вида спорта,
наиболее популярного в данной школе.
Слайд 9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ,ОСНОВАННОЙ НА ИГРЕ ВОЛЕЙБОЛ
Раздел
«Волейбол» включает в себя изучение и совершенствование ряда приёмов,
доступных для
учащихся данного возраста. При изучении раздела осуществлялось
опережающее обучение игре, связанное не только с увеличением объёма времени,
отводимого на волейбол, но и с необходимостью устранения ряда методических
несогласованностей, выявленных при анализе существующих учебных программ.
Подача мяча (нижняя прямая) по программе изучается с 6 класса, а приём подачи
только в 8 классе. Чтобы отмеченные несогласованности не нарушали принципа
последовательности в изучении учебного материала, я предусмотрела в 6 классе
изучение приёма мяча с подачи. Материал, рассчитанный программой на 7 лет,
ученики изучат и закрепят за 4 года, обучаясь в 5-8 классах, а затем в 9-11 классах
будут совершенствовать навыки в игровых формах с применением тактических
вариантов игры.
Слайд 10
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРВЛЕННОСТИ
.
Главная направленность уроков,
построенных на материале волейбола –
содействовать решению задач физического воспитания
школьников средствами
волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к
занятиям физическими упражнениями. При проведении уроков по волейболу должны
сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий,
повышенная заинтересованность, создание условий для самостоятельных
Решений и проявления инициативы. При обучении игровым приёмам необходимо
70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. И как закрепление
усвоенного материала проводить соревнования. Помимо соревнований по
волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке, по
совершенствованию технике игры между группами и внутри групп.
Слайд 11
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
При анализе научно-методической литературы по
изучаемой проблеме я
рассматривала мнения относительно мотивов и потребностей учащихся
в
различных (в том числе игровых) формах двигательной активности, изучала
возрастную динамику физической подготовленности и состояния здоровья
школьников, а также вопросы распределения учебного материала по физической
культуре в школьных программах, включая проблемы организации и построения
уроков физкультуры игровой направленности в школе.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Двигательная активность, мотивации к занятиям физическими упражнениями
с учётом возраста, пола и уровня физической подготовленности участников
исследования изучались с помощью анкетирования. Физическая активность
школьников изучалась по таким параметрам, как вид спорта, мотивация к
Занятиям, регулярность, частота занятий, организационные формы занятий
(самостоятельная, дома с родителями, в школьной секции и т.д. Также
анализировалось мнение учащихся о целесообразности занятий тем или иным
видам спорта.
Слайд 12
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
На протяжении всего периода исследований были
организованы систематические
наблюдения за различными сторонами деятельности школьников во время
учебных занятий физической культурой. Учитывалось отношение учащихся к
занятиям и различным методикам организации физических упражнений,
потребность в уроках физической культуры, а также их объём и условия
проведения. Естественный педагогический эксперимент осуществлялся на базе
школы с учащимися 6-7 классов. Проводился он с целью апробации положений,
полученных в результате теоретического анализа и обобщения литературных
источников и данных педагогических наблюдений по проблеме организации и
построения уроков физической культуры игровой направленности.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Для определения уровня физической подготовленности учащихся использовался
ряд контрольных испытаний: прыжок в длину с места, метание набивного мяча
весом 1кг из положения сидя из-за головы, челночный бег. В исследованиях в качестве испытуемых принимали участие учащиеся 6-7 классов ОСШ №19.
Учащиеся 6Б и 7Б классов проходили обучение по экспериментальной программе
Учащиеся 6А и 7А проходили обучение по обычной программе. В анкетировании приняли участие школьники, обучающиеся в 6-7 классах ОСШ №19.
Слайд 13Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся
6-7 классов (девочки).
Слайд 14
Был взят средний показатель физической подготовленности у учащихся,
занимающихся в
секции волейбола в школе. И средний показатель физической
подготовленности не
занимающихся детей. Можно наблюдать положительную
тенденцию в развитии физических качеств учащихся на начало учебного года
и на конец. Количественный анализ показал что школьницы-волейболистки
заметно превосходят своих сверстниц по всем основным параметрам. Однако
есть рост в физическом развитии и у сверстниц. Проведение уроков
физической культуры игровой направленности в средних классах школы
позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный
эффект.
Слайд 15ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе
(апрель-август 2011)
проводился теоретический анализ. Помимо этого осуществлялось наблюдение
за
проведением уроков физкультуры, осуществлялось анкетирование учащихся,
а также разрабатывались учебные планы-графики уроков физической культуры
игровой направленности для 6-7 классов.
В ходе второго этапа (сентябрь 11г. – май 2012г.) осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанных учебных планов, а также устанавливался характер взаимосвязи между параметрами уроков
физической культуры игровой направленности и результатами выполнения
контрольных нормативов учащимися 6-7 классов.
Третий этап был посвящён анализу, обобщению результатов исследования,
внедрению их в практику.
Слайд 16ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данным исследованием я попыталась преимущественно средствами волейбола (включая общеподготовительные
и специальные упражнения) содействовать разностороннему физическому развитию учащихся в сочетании
с формированием
у них устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Не последнюю роль в данном эксперименте сыграло желание самих детей заниматься волейболом.
Слайд 17ВЫВОД
Современный этап социально-экономического развития Казахстана характеризуется повышением требований к
уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и
особенно учащейся молодежи. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы.