Слайд 1
Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания
Учитель истории и обществоведения
МАОУ»Лицей№36»
.
Слайд 2
Современные условия развития общества, стандарты второго поколения требуют переориентации обучения
с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности
ребенка, его способностей, самостоятельности мышления.
Деятельность приобретает активный, познающий характер.
Слайд 3 «Определяйте значения слов и Вы избавите мир от половины
его заблуждений».
Рене Декарт.
Знание понятий является и целью, и средством обучения понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности обучения.
Слайд 4Понятие -
форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство.
Определение понятия –
это логическая операция, которая
раскрывает его содержание
Слайд 5
Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному
принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и
взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением.
Слайд 7
Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением,
оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда
ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта.
Слайд 9Приемы формирования понятий
Основные логические приемы, формирующие навыки мыслительной деятельности:
анализ (мысленное
расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства);
синтез (мысленное
соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа);
сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам);
обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).
Слайд 10Приемы педагогической технологии работы с понятиями.
- Предложить учащимся назвать по
одному- два слова, которые бы определяли понятие.
- Попросить выделить из
списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие.
- Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия.
Слайд 11Организация работы над понятием «государство»:
Народ, население, флаг, герб,
территория, власть, закон, управление- ассоциации;
Территория, население, управление, власть, суверенитет-признаки;
Государство -
общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.
Слайд 12Учителем организуется работа с логическими схемами
Федеральное собрание, Верховный суд, высшие
органы государственной власти РФ, судебная власть, Правительство, Государственная Дума, исполнительная
власть, Совет Федерации, законодательная власть, Конституционный суд
Слайд 14Второй прием: Определение содержания понятий через их сравнение.
Например: Парламентская республика
– форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская
республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.
Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти.
Слайд 15Третий прием: Определение содержания понятий и их отличительных признаков через
обобщение выделенных признаков.
Например: Учащимся предлагается заполнить таблицу. Ответив на вопросы,
они смогут дать определения понятия (абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами).
Слайд 17Четвертый прием: Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его
первоначального смысла.
Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть)
– идея безвластия, без государственного устройства общества;
демократия (народ, власть);
мажоритарный (большинство).
Слайд 18Например, найти два термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые
являются характеристикой политического процесса:
1) демократизация;
2) реформирование; 3) бюрократизация; 4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация.
Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия средства массовой информации (№5) и государство (№7);
Слайд 19
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного
ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) вера: 2) догматы: 3) храмы: 4) религия: 5) прихожане.
Обобщающим является «религия».
Слайд 20
В 5 – 9 классах, когда происходит процесс накопления
понятийного аппарата, широко использую для формирования понятий ассоциативный метод. Например,
на уроке обществознания по теме «Социализация» в 5 классе ученики объясняют, как они понимают, что такое «роль».
Слайд 21
В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения
над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Какие
роли могут играть люди? Где они играют свои роли? Что заставляет людей играть? В ответах ученики описывают «социальные роли» и их причины, используя примеры из жизни, опираясь на свой социальный опыт: роль ученика, сына, внука, покупателя и т.д.
Слайд 22
Затем учитель формирует определение понятия «социальная роль»: «модель поведения человека
в соответствии с занимаемым положением в обществе.
Слайд 24
В 10 классе на уроке по теме «Социальные взаимодействия» целесообразно
спросить у обучающихся, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт».
Обсуждение
с учениками позволит выяснить, как понимают школьники, что такое «конфликт».
Слайд 25
Каковы причины возникновения конфликтных отношений? В чём «плюсы» и «минусы»
конфликта? Какими методами можно разрешить конфликт? Ученики описывают конфликт, используя
примеры из жизни: конфликт на производстве; конфликт между отдельными людьми (соседями, учениками, продавцом и покупателем и т.д.); межнациональный конфликт и т.д.
Слайд 26
Затем учитель переходит к выделению абстрактных признаков изучаемого понятия и
формирует определение понятия «социальный конфликт»: «это особое взаимодействие индивидов, групп
и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов».
Слайд 28
В процессе формирования понятия ассоциативным методом от обучающихся требуются умения
проводить мыслительные операции: наблюдение, анализ, синтез, сравнение
Слайд 29
Например, в 10 классе на уроке «Нации и межнациональные отношения»
рассматриваются понятия «народ», «этнос», «народность», «нация», «национальность». Основная задача при
работе с ними сводится к тому, чтобы выделить ключевые признаки, объединяющие данные понятия.
Слайд 30
Формой организации работы может стать заполнение таблицы «Виды этнической общности»,
используя материал учебника.
Слайд 31
На уроке «Познание и знание» в 10 классе также основная
задача при работе с терминами «познание», «научное познание», «обыденное познание»,
«философское познание», «художественное познание», «социальное познание» сводится к тому, чтобы выделить главный признак, который объединяет данные понятия.
Слайд 32
Обучающимся можно предложить оформить таблицу «Формы познания».
Слайд 33
Когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия
учителю не на что опираться, используется дедуктивный метод. Это метод мышления,
при котором частное положение логическим путём выводится из общего
Слайд 34
Например, на уроке по теме «Гражданское общество и государство» (9
класс) вводится понятие «гражданское общество» – совокупность негосударственных общественных отношений
и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
Слайд 35
Выделяются ключевые признаки понятия: 1) совокупность негосударственных общественных отношений и
институтов (семья, церковь, профессиональные союзы. женские, молодёжные организации, союзы предпринимателей
и т.д.);
Слайд 36
. 2) негосударственные общественные отношения и институты выражают разнообразные частные
(индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных
сферах жизни (взаимодействие людей в процессе производства, деятельность молодёжных организаций, роль церкви в духовной жизни общества и т.д.).
Слайд 37Что проверяет задание № 25 ?
1) раскрытие смысла указанного базового
понятия (его сущности, основных признаков);
2) раскрытие определённых аспектов данного
понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.);
3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).
Слайд 38
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»?
Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных
операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.
Слайд 40Критерии проверки ответа на задание № 25
выпускник понимает суть этого
понятия, не искажает его (не требуется научное понятие!)
В качестве
существенных характеристик могут быть зачитаны верное определяющее слово (словосочетание), если оно принципиально верно передает родовую принадлежность понятия; признаки понятия, выраженные как в форме его отличительных характеристик, черт, так и функций понятия, если они передают его сущность.
Слайд 41
если раскрывая смысл понятия, выпускник указывает какую-то одну из нескольких
его существенных характеристик, то такая ситуация рассматривается в действующей системе
оценивания следующим образом: Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу)
Слайд 42Критерии проверки ответа на задание № 25
Слайд 43
При подготовке заданий 29, предлагаемых на ЕГЭ по обществознанию, когда
ученик при изложении своих мыслей по поводу выбранного им высказывания
должен использовать соответствующие понятия, большое значение имеет инвентивный метод работы с понятиями. Данный метод заключается в том, что введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт.
Слайд 44
Например, в 10 классе по теме «Политический режим» учащимся предлагается
высказывание А. Смита: «Лучшее лекарство от болезней демократии - больше демократии». Чтобы раскрыть смысл высказывания,
важно хорошо знать смысл таких понятий как политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, разделение властей, правовое государство, народовластие и т.д.
Слайд 45
Следует также отметить, что как правило, все названные методы обучения
понятиям выступают совместно, но какой-то из них может быть ведущим.
Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников. Необходимо помнить, что усвоение понятий требует постоянного к ним обращения как на уроке, и в домашних заданиях.
Слайд 46Примеры визуальных образов понятий