Слайд 1Проблемы современной
молодежи и пути их решения.
Как мало прожито,
как
много пережито.
Слайд 2 Мы должны создать для нашей молодежи такую социальную программу,
при которой они бы оставались самими собой и которая приносила
бы им удовлетворение. Такая общественная деятельность способствовала бы укреплению душевного здоровья личности
Р. Мэй
Основополагающий вопрос.
В возникающих проблемах виноваты мы сами или окружающий нас мир?
Проблемные вопросы:
Какие проблемы возникают у современной молодежи и способы их решения?
Как относится современная молодежь к общечеловеческим ценностям?
Какие факторы влияют на формирование здорового образа жизни?
Слайд 3 В настоящее время объектом пристального внимания различных общественных институтов
и организаций стала проблема социальной адаптации молодежи в условиях общественного
и духовного кризиса. Это закономерно, поскольку именно состояние молодежи обуславливает будущее общества, перспективу его развития. Воспитание подрастающего поколения должно, с одной стороны, отвечать потребностям общества, с другой – учитывать интересы личности.
Проблема
Слайд 4высокая коммуникативная культура, которая включает в себя умение создать свой
имидж и навык самопрезентации, умение сотрудничать;
формирование индивидуального образа жизни
на основе наиболее полной реализации интересов, склонностей, способностей, творческого потенциала личности;
деловые качества, в том числе ответственность, предприимчивость, умение выходить из затруднительных жизненных ситуаций, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях нынешней реальности;
внутренняя устойчивость, которая предполагает способность выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, характерные для нашего нестабильного периода, толерантность к стрессу;
высокая духовная и нравственная культура как фундамент для формирования вышеперечисленных качеств, ибо игнорирование этого аспекта ведет к деградации как отдельной личности, так и общества в целом.
Какие же личностные качества необходимы человеку в современных условиях, чтобы эффективно строить свою жизнь, чтобы занять достойное место в постоянно меняющемся мире? Это прежде всего:
Слайд 5 Молодежь на определенном этапе жизни, в период взросления, испытывает потребность
во вхождении в сообщества, основанные на общих ценностях, которые переводятся
во внутренний план и используются как материал для саморазвития.
Подводя итог вышесказанному, сформулируем гипотезу:
использование групповых методов психолого-педагогического воздействия позволяет сформировать в специально организованном молодежном микросоциуме (клубе) благоприятную воспитательную среду.
Слайд 6
Объектом исследования являются групповые методы психологического воздействия в работе с
молодежью.
Цель исследования: выявление роли групповых методов воздействия в
создании благоприятной для личностного развития воспитательной среды.
Задачи исследования:
обосновать эффективность использования групповых методов воздействия на формирование личности в юношеском возрасте;
исследовать отношение молодежи к общечеловеческим ценностям.
Слайд 7 Методы исследования:
контент – анализ;
наблюдение и самонаблюдение;
опрос
(анкетирование, беседа);
тестирование;
метод логического анализа и интерпретации;
метод статистической обработки данных;
деловая графика.
Слайд 8Результаты социологического опроса в г.Уссурийске август 2005г.
Слайд 9Среди учащихся 11 классов было проведено анкетирование для того, чтобы
точно выяснить интересы и проблемы молодежи.
На основании анкетирования можно сказать,
что основной целью современной молодежи является получение престижной работы, считая получение образования одной из составляющих в достижении жизненного успеха.
Слайд 10Исследование отношения молодежи школы к
общечеловеческим ценностям и проблемам.
Данные исследования
строились на основе методики "проблемных вопросов", отраженных в проблемных темах,
таких, как:
мужчины и женщины;
свобода и привязанность;
семья и измена;
любовь;
святое, центральные ценности;
принятие себя, других, мира;
открытость во взаимоотношениях;
одиночество;
дети;
игра и "роли-по-жизни";
самореализация;
полнота и осмысленность жизни;
дело и развлечения;
переживание собственной уникальности.
Варианты ответов:
не задумывался над этим вопросом;
актуальная для меня тема;
хотел бы обсудить этот вопрос с другими участниками группы;
нейтральное отношение к проблеме.
Слайд 11Анализируя результаты исследования можно сделать вывод, что общечелове ческие ценности
и проблемы
близки современной молодежи, они считают их актуальными
и пытаются найти пути их решения.
Исследование отношения молодежи к общечеловеческим ценностям и проблемам.
Слайд 12 Человек—общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему
связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе
собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества — группы.
Группа—это некое единство, подчиняющееся собственным законам, в котором протекают динамические процессы и которые определенным образом влияют на входящих в него людей. В этом проявляется воспитательное значение группы.
Слайд 13Социально-психологическая характеристика групповых
методов воздействия и их использование в работе
с молодежью.
Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию
его личности.
Существуют три вида активности:
познание мира и себя;
вынесение оценки окружающему миру;
изменение себя и мира.
К факторам, побуждающим к активности, относятся:
познавательный и профессиональный интерес, или личная заинтересованность в познании;
творческий характер деятельности;
состязательность;
игровой характер проведения занятий, динамика и драматизация;
эмоциональное воздействие разных факторов.
Слайд 14Групповые методы воздействия:
Дискуссионные методы.
Игровые методы.
Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и
восприятия себя как психофизического единства).
Поведенческий подход (бихевиоризм).
Деятельностный подход.
Психоаналитический подход.
Когнитивный подход.
Психодрама.
Психосинтез.
Т-группы
(группы тренинга)
Группы встреч.
Танцевальная терапия.
Терапия искусством.
Телесно-ориентированная терапия.
Слайд 15 Влияние группы на личность посредством взаимоотношений достаточно велико. Не последнюю
роль играет и позиция самого члена группы. То, насколько человек
активен в своем стремлении к творческому самовыражению, самосовершенствованию, участию в развитии, в немалой степени способствует его адаптации, индивидуализации и интеграции в коллективе.
В Арсеньевском городском округе на протяжении нескольких лет проводится акция «Подросток». Основная задача операции «Подросток» - организация занятости детей в летний период, максимальный охват различными формами отдыха, организованным трудом, первичная профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма среди детей и подростков, профилактика правонарушений.
В учебных и оздоровительных заведениях города за период проведения операции "Подросток" инспекторами ОДН проведено 57 бесед с подростками на правовые темы.
Слайд 16
В рамках межведомственной операции "Подросток" были проведены профилактические мероприятия, такие
как "Беглец", "Подросток-Игла", "Подросток-Лето-2005- детям", "Подросток-Мигрант", "Подросток-семья", "Безнадзорные дети", "Всеобуч",
"Мир без наркотиков". За лето было охвачено отдыхом, оздоровлением и занятостью 7481 несовершеннолетних. В трудовых бригадах на каникулах трудилось 1340 ребят.
Приоритетными направлениями деятельности учреждений культуры в рамках комплексной операции «Подросток» являлись:
профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни;
формирование у молодежной аудитории правовой культуры;
организация полезного отдыха;
вовлечение в клубы по интересам.
На фоне общего роста преступности несовершеннолетних на территории г. Арсеньева в период проведения операции "Подросток" в 2005 году наблюдается снижение преступности среди учащихся школ города на 24 %..
Слайд 17Рассмотрим еще одну проблему современной молодежи – здоровье.
Анализируя диаграмму общей
заболеваемости подростков (возраст 15-17 лет) следует отметить, что помимо болезней
органов дыхания, которые в общей заболеваемости составляют 40,0%, можно выделить болезни органов пищеварения (8,6%), травмы и отравления (8,4%), а также болезни мочеполовой системы (6,3%), глаза и его придаточного аппарата (6,2%), кожи и подкожной клетчатки (5,6%), нервной системы (5,4%). Обращает на себя внимание удельный вес такой патологии как психические расстройства, на которые у подростков приходится 4,5% всей заболеваемости. В чем же причина?
Структура общей заболеваемости по классам
(подростки 15-17 лет).
Слайд 18Рассмотрим динамическую систему развития населения
в виде потока в социальном
пространстве
В настоящее время в России продолжает доминировать социально-трудовая компонента.
Главным признаком успешного развития личности является формирование материального и финансового капитала. В этих условиях человеческий капитал подвергается интенсивному использованию, что ведет к значительным издержкам в виде повышенной смертности и сокращения продолжительности жизни, а также значительному ухудшению здоровья подрастающего поколения. Из всего этого можно сделать вывод, что необходимо объединение и координация усилий администрации, учреждений и ведомств по решению проблем охраны и укрепления здоровья молодежи. Необходимо изменение психологии населения по отношению к здоровью, пропаганда здорового образа жизни и приоритетными д.б. социально-экологическая и социально-культурная компоненты.
Слайд 19.
Осветив многообразие форм и методов групповой работы, рассмотрев механизмы влияния
группы на личность можно сделать вывод, что такое влияние неоценимо
для саморазвития в период юности, оказывает благотворное влияние на формирование и развитие личности, способствует удовлетворению насущных потребностей современной молодежи, решению актуальных возрастных задач и преодолению проблем, но человек должен быть активен в своем стремлении к творческому самовыражению, самосовершенствованию и тогда все будет хорошо.
Слайд 20 Я являюсь членом туристического клуба «Экстрим», увлекаюсь экстремальными видами спорта,
поэтому хотел бы обратиться к сверстникам: «Ударим спортом по наркомании,
табакокурению и пьянству!!!».
Для тех, кто еще не сделал свой выбор, хочу представить сайт нашего клуба «Экстрим».
Слайд 21Список использованных материалов при создании проекта
Текстовые материалы
Интернет, ресурсы Список веб-адресов, необходимых для проведения
проекта в учебном процессе.
http://www.nasha-strana.ru/activity/?a=124&s=20&p=4 Социологический опрос молодежи в г.Уссурийске.
http://nkozlov.ru/ Групповые методики психологического воздействия.
http://www.infoschool.narod.ru/fhotoshopbook/index.htm Учебник по фотошопу.
http://strateg.novo-sibirsk.ru/2004/invest/target/t01.htm Программа Здоровый город.
Материалы на печатной основе
М.Ю. Монахов и др. Учимся проектировать на компьютере практикум Москва.
Н.Д. Угринович Исследование информационных моделей Элективный курс.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.