Слайд 1Тема урока:
"Развитие речи.
Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного"
Урок
в 5 классе
Учитель МОУ Лучинниковская оош
Смирнова О.А.
Слайд 2Цели:
Учить описывать животное;
развивать речь, память, воображение;
воспитывать любовь
к животным.
Слайд 3 Загрустил котенок мой.
Я спросил: “Ну, что
с тобой?”
Он молчит,
сидя в коробке.
Я сказал: “Какой ты робкий!
Ты, наверное, не спал?”
А
котенок вдруг ответил:
“Ты б не лез ко мне, Петрушка,
Я тебе ведь не игрушка!”
Слайд 4Вы – начинающие журналисты-наблюдатели, любители, вам ЗАДАНИЕ:
С
блокнотом и ручкой в руке,
не выходя из дома, вы
должны собрать рабочий материал к сочинению-описанию кошки.
Итак,
С чего начать?
И как продолжить?
Что нужно знать?
И что писать?
Слайд 5ПОВТОРИМ!
Тема – ??.
Идея (основная мысль) –??
Тема – это предмет речи,
то, о чем говорится
в сочинении.
Тема нашего сочинения - Домашнее
животное-кошка.
Идея (основная мысль) – это ответ на поставленный темой вопрос.
Слайд 6Жанр - Описание.
Что такое описание?
Описание – это
перечисление постоянных
признаков предмета,
своеобразные ответы
на вопрос “какой?”
Слайд 7Стиль сочинения -?
Какие стили языка в сочинении вы знаете?
Какова задача
художественного стиля?
Назовите стилевые черты.
Перечислите языковые средства, приведите примеры.
Вывод
:
Задачей художественного стиля является
нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.
Слайд 8Языковые средства.
- слова в переносном значении, сравнения;
- эмоционально-оценочные слова:
а) с
уменьшительно-ласкательным суффиксом;
б) с суффиксом – оват;
- глаголы совершенного вида с
приставкой за- со значением начала действия;
- предложения вопросительные, побудительные, восклицательные;
- предложения сложные, с однородными членами.
Слайд 9Композиция.
В описании обычно различают:
1 часть, в которой содержится общая
характеристика предмета или передается общее впечатление от него;
2 часть, в
которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета.
Слайд 10Рассказ Скребицкого “Кот Иваныч”.
Рассмотрим классическое описание кота.
Тема определена
в заглавии.
Назовите основную мысль.
(Кот-ленивец, не ленивый.)
Найдите элементы
художественного
стиля.
Слайд 11Основную мысль.
У меня есть красивая и шаловливая кошка.
Описать внешность
Красавица. Мордочку,
ушки…
Написать, как она играет с мышкой…
Шалунья.
В нашем доме живет красивая
и шаловливая кошка, которая украшает наш дом и нашу жизнь.
Что нужно выделить в первой части?
Как можно начать сочинение?
Итак, идея – кошка красивая. Как доказать, что она красивая?
Как можно озаглавить эту часть? Что нужно описать у кошки?
От красавицы-кошки переходим к шаловливой кошке. Как доказать, что кошка шаловливая?
Придумайте заголовок к этой части сочинения.
Можно написать заключение. В заключении должен быть итог сочинения.
Составление плана.
Слайд 12Лексическая работа.
Мордочка - ?
Глаза:- ?
Глаголы:-?
Усы:-?
Глаголы
Ушки: -?
Хвост: -?
Глаголы:
-?
Лапки: -?
Окрас: -?
Слайд 13Лексическая работа.
Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…
Глаза: большие, овальные, игривые, с
зеленоватым оттенком…
Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…
Усы: длинные, черные, тонкие…
Глаголы: топорщатся, торчат,
виснут…
Ушки: маленькие, черненькие…
Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…
Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…
Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками…
Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…)
Слайд 14Орфографическая работа.
выт.?нутая, б.?льшие, к.?варные, длин?ые, т.?порщатся, ч.?рн.?нькие, др.?жит,
пятнышко, ож.?релье –
Слайд 15Пунктуация, подбор синтаксических конструкций.
Какие предложения характерны для художественного стиля?
Запишем
восклицательное предложение.
Вопросительное предложение.
Побудительное предложение
Придумаем сложное предложением. Что мы должны помнить
о правописании сложного предложения?.. Перед какими союзами ставится запятая в сложном предложении?
А какие красивые глаза у кошки!
Вы когда-нибудь видели такую красавицу?
Посмотрите внимательнее, и вы увидите, что
на блестящей черной спинке есть серые пятнышки.
Слайд 16Итог урока.
Прочитаем рабочий материал, который собрали в течение урока.
Слайд 17Домашнее задание.
По плану можно работать над описанием любого домашнего животного,
домашней птицы. Послушайте описание домашней птицы – петуха. Обратите внимание
на построение этого текста, определите основную мысль.
Домашнее задание : написать сочинение о любом домашнем животном или о любой домашней птице.
Слайд 18СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ