Слайд 1Тема: Рыночный механизм.
Преподаватель ТОГА ПОУ ТОТ
Токарева Н.Н.
Слайд 2Цель: изучить законы спроса и предложения
Задачи:
Научиться давать определение понятий
«спрос», «предложение», «цена», «рыночное равновесие».
Научиться строить кривые спроса и предложения.
3.
Изучить факторы, которые изменяют спрос и предложение
Слайд 3План
1. Спрос. Кривая спроса.
2. Эластичность спроса.
3. Предложение. Кривая предложения.
4. Равновесная
цена
Слайд 4Спрос
Спросом называется количество блага, которое все покупатели могут и хотят приобрести
в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия
называются факторами спроса.
Слайд 5Факторы спроса
цена данного товара;
цены и количество товаров-заменителей;
цены и количество дополняющих
товаров;
доходы и их распределение между разными категориями потребителей;
привычки и вкусы
потребителей;
количество потребителей;
природно-климатические условия;
ожидания потребителей.
Слайд 6Закон спроса
Закон спроса: чем ниже цена данного товара, тем большее
его количество покупатели хотят приобрести в течение данного времени и
при прочих неизменных условиях.
Слайд 7Данный закон можно выразить разными способами: 1. Первый способ —
при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины спроса от цены,
используя наугад взятые условные цифры (табл. 4.1)
Слайд 9Вывод:
Из таблицы видно, что при самой высокой цене (10 руб.)
товар не покупается вообще, а по мере снижения цены величина
спроса возрастает; закон спроса тем самым соблюдается.
Слайд 10Второй способ — графический.
Нанесем приведенные цифры на график, отложив
величину спроса по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной
(рис. 4.1а). Мы видим, что полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и величина спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона спроса. Линейная функция спроса, представленная на рис. 4.1а — частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. 4.16, что не отменяет закона спроса.
Слайд 12Рис. 4.2. Сдвиги кривой спроса
Воздействие всех остальных факторов на спрос
проявляется в сдвиге кривой спроса вправо — вверх при увеличении спроса и влево — вниз при
его уменьшении.
Слайд 13Что влияет на величину спроса?
Предположим теперь, что потребители открыли для
себя новые полезные (вредные) свойства данного блага. В этих случаях
они будут покупать больше (меньше) такого блага при прежних ценах, т.е. вся кривая спроса опять же уйдет вправо (влево). Абсолютно аналогичный результат будет и в случае определенных потребительских ожиданий. Так, если потребители ожидают в близком будущем повышения (снижения) цены на товар, они будут стремиться закупить больше или, наоборот, меньше этого товара сегодня, пока цена еще прежняя, способствуя тем же сдвигам кривой спроса.
Слайд 14Доходы
Допустим, доходы потребителей выросли. Это означает, что при всех возможных
ценах они станут покупать больше единиц данного товара, чем раньше,
и кривая спроса перейдет из положения D0 в положение D1, (рис. 4.2). Напротив, при падении доходов линия спроса сместится влево, приняв вид D2.
Слайд 15ТОВАР ЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА
товар, объем потребления которого существенно зависит от уровня цены или доходов потребителей.
К товарам эластичного спроса относятся, в первую очередь, все предметы роскоши, товары не первой необходимости. Легко заменяемые товары.
Слайд 16Товары неэластичного спроса
Предметы первой необходимости,
Товары, стоимость которых незначительна для семейного
бюджета.
Труднозаменяемые товары
Слайд 17Выберите товары, эластичного спроса
Слайд 18Предложение и его факторы
Предложением называется количество блага, которое все производители могут
и хотят произвести и продать в течение данного времени и
при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения.
Слайд 19Основные факторы предложения:
цена данного товара;
прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару
в производстве (фермер может выращивать картофель, а может — морковь);
прибыльность
товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью);
затраты производителей;
государственные налоги и дотации;
количество производителей;
цели производителей;
природные условия;
ожидания производителей.
Слайд 20Закон предложения:
чем выше цена данного товара, тем большее его
количество производители хотят продать в течение данного времени и при
прочих неизменных условиях.
Слайд 22Вывод:
Из таблицы видно, что при самой низкой цене (2 руб.)
никто не хочет ничего продавать, а по мере возрастания цены
величина предложения увеличивается; закон предложения тем самым соблюдается.
Слайд 23Второй способ — графический.
Нанесем приведенные цифры на график, отложив
величину предложения по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной
(рис. 4.5а). Мы видим, что полученная линия предложения (5) имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения меняются в одном направлении: когда цена растет, растет и величина предложения, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона предложения. Линейная функция предложения, представленная на рис. 4.5а — частный случай. Зачастую график предложения имеет вид кривой, как это видно на рис. 4.56, что не отменяет закона предложения.
Слайд 25Затраты производителя
Важнейшую роль в сдвигах кривой предложения играют изменения в
затратах производителей. Дело здесь в том, что сама кривая предложения
— это, по существу, кривая затрат. Ее положительный наклон обусловлен именно тем, что каждая дополнительная единица продукции требует для производства больших затрат, чем предыдущая.
Слайд 26Пример
Поясним это условным примером. Пусть в мире существуют три месторождения
нефти. Для упрощения предположим, что на каждом из них можно
добывать только по одному баррелю нефти — больше не позволяют природные факторы. Затраты, однако, на всех трех месторождениях разные. Дешевле всего добыча обходится на Ближнем Востоке, где затраты равны 5 долл. за баррель. У нас в Сибири затраты повыше — 10 долл. И, наконец, самая дорогая нефть добывается в Норвегии на шельфе Северного моря: там затраты равны 15 долл. за баррель. (Повторюсь, что все цифры условные.)
Слайд 27цена
В таком случае, если бы мировая цена на нефть упала
ниже 5 долл., никто не стал бы добывать нефть —
цена не покрывает затраты. При повышении цены до 5 долл. за баррель добыча нефти стала бы минимально рентабельной только на Ближнем Востоке, а потому составила бы 1 баррель (нельзя забывать, что полные затраты на производство включают в себя и нормальную прибыль как компенсацию затрат предпринимательской деятельности — см. тему 2, п. 2.1). При цене 10 долл. добыча нефти стала бы рентабельной и в России, а, значит, всего было бы добыто 2 барреля. Наконец, при цене 15 долл. за баррель к добыче подключаются норвежцы, и общее производство составляет 3 барреля. Соединив эти три точки на графике, получим кривую предложения нефти на мировом рынке.
Слайд 28Сдвиг кривой предложения при снижении затрат
Теперь допустим, что по какой-либо
причине затраты у всех производителей возросли на 5 долл. за
баррель нефти. Теперь арабы будут добывать свою нефть только при цене 10 долл., россияне — при цене 15 долл., а норвежцы — при цене 20 долл. В связи с этим кривая предложения сместится вверх на 5 долл.
Вывод: при росте (снижении) затрат производителей кривая предложения смещается вверх (вниз) на величину изменения затрат.
Слайд 29Налоги и датации
Абсолютно аналогичные результаты будут получены при обложении производителей
налогом или выплате им государственной дотации. Поскольку налог увеличивает затраты,
а дотация их снижает, постольку в нервом случае кривая предложения смещается влево — вверх, а во втором — вправо — вниз.
Слайд 30Сдвиги кривой предложения
Воздействие всех остальных факторов на предложение проявляется в сдвиге кривой
предложения вправо — вниз при увеличении предложения и влево — вверх при его уменьшении.
Убедимся в этом.
Возрастание предложения означает, что производители предлагают к продаже больше товаров, чем раньше при той же цене, а снижение предложения — наоборот. В первом случае линия предложения смешается из положения S0 в положение S1 а во втором — в положение S2 (рис. 4.6).
Слайд 31Как достигается рыночное равновесие?
Слайд 32Вопросы для обсуждения
1. Как изменяется положение кривой спроса (предложения) при
изменении цены?
2. Что происходит в точке рыночного равновесия?
3. Какие причины
могут вызвать изменения спроса (предложения) на товар?
Слайд 33Домашнее задание:
Королева Г.Э
Экономика: 10-11 класс. _ М.: Вентана-Граф, 2018. с.30-39