Разделы презентаций


Семья как малая группа

Содержание

План урока. Особенность семьи как малой группы.Функция семьи.Гендерное поведение.Воспитание в семье.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок обществознания в 10 классе Семья как малая группа
Тетушкина Лариса Михайловна

– учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 с углубленным

изучением отдельных предметов г. Тамбова

Prezentacii.com

Урок обществознания в 10 классе Семья как малая группаТетушкина Лариса Михайловна – учитель истории и обществознания МОУ

Слайд 2План урока.
Особенность семьи как малой группы.
Функция семьи.
Гендерное поведение.
Воспитание в семье.

План урока. Особенность семьи как малой группы.Функция семьи.Гендерное поведение.Воспитание в семье.

Слайд 3 Особенности семьи как малой группы.
Вопрос классу:

1. Как

вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение

по сравнению с другими социальными группами?
2. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.

Особенности семьи как малой группы. Вопрос классу:  1. Как вы

Слайд 41. Особенности семьи как малой группы.
Семья – это социальная общность,

члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом,

взаимной ответственностью.
1. Особенности семьи как малой группы. Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или

Слайд 5Особенности семьи как малой группы

Особенности семьи как малой группы

Слайд 6Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
первобытное состояние (неупорядоченные половые

связи);
кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками

и потомками, родителями и детьми);
парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)
парная демократическая \ патриархальная традиционная
Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану): первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);кровно - родственная семья (супружеские отношения

Слайд 7Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная
Моногамное супружество представляет собой брак

одного мужчины с одной женщиной.

Типы семейных структур: а) моногамная и полигамнаяМоногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

Слайд 8Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная
Полигамия — брак одного супруга

с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак

одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

Типы семейных структур: а) моногамная и полигамнаяПолигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух

Слайд 9Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи
В патрилинеальных семьях наследование

фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу,
в

матрилинеальных — по матери;
Б) Патрилинеальные  и  матрилинеальные семьиВ патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по

Слайд 10В) Патриархальные и матриархальные семьи
В патриархальных семьях главой является отец,


в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

В) Патриархальные и матриархальные семьиВ патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием

Слайд 11Г) Гомогенные и гетерогенные семьи
В гомогенных семьях супруги являются

выходцами из одной социальной страты,
в гетерогенных они происходят из

разных социальных групп, каст, классов;
Г) Гомогенные и гетерогенные семьи В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных

Слайд 12Д) По количеству детей:
малодетные (1—2 ребенка),
среднедетные (3—4 ребенка)

многодетные семьи (5 и более детей).

Д) По количеству детей:малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) многодетные семьи (5 и более детей).

Слайд 13Е) Полные и неполные семьи
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей)

и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей

или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).

Е) Полные и неполные семьиУченые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует

Слайд 14Традиционная или патриархальная семья
предполагает главенство мужчины.
Такая семья объединяет под

одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.
Женщина экономически зависит

от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
Традиционная или патриархальная семьяпредполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.

Слайд 15Современные семьи: нуклеарные и расширенные
нуклеарные семьи, состоящие из родителей и

их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники

– бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи.
Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).
Современные семьи: нуклеарные и расширенныенуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Слайд 16Партнерская или эгалитарная семья
(Семьи равных) можно отнести:
справедливое, пропорциональное

распределение семейных обязанностей,
взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение

основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.
Партнерская или эгалитарная семья (Семьи равных) можно отнести: справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении

Слайд 17Задания для закрепления:
Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать,

четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному

признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать.
К каким типам (по разным основаниям) можно отнести семью Л.? Укажите в каждом случае признаки, по которым вы это определили.
Задания для закрепления:Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать, четверо детей. В семье нет четкого разделения

Слайд 182. Функции семьи
Вопрос классу:
Как вы считаете, какие функции выполняет семья?

2. Функции семьиВопрос классу:Как вы считаете, какие функции выполняет семья?

Слайд 19Функции семьи
Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные

последствия.

Функции семьиПод функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия.

Слайд 20Репродуктивная
функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

Репродуктивнаяфункция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

Слайд 21воспитательная функция
новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить

социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других

ценностей
воспитательная функция новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта,

Слайд 22Хозяйственно-экономическая функция
охватывает различные аспекты семейных отношений:
ведение

домашнего хозяйства и семейного бюджета;
организацию семейного потребления
проблему распределения

домашнего труда;
поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.
Хозяйственно-экономическая функция   охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного

Слайд 23Эмоционально-психологическая функция -
семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,
создает

чувство безопасности и психологического комфорта,
обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение

общего жизненного тонуса
Эмоционально-психологическая функция -семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную

Слайд 24Рекреационная функция
включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе

и организацию проведения свободного времени.

Рекреационная функция включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

Слайд 25Социально-статусная функция
семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем

самым воспроизводству социальной структуры общества

Социально-статусная функция семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

Слайд 26Проблемы современной семьи
Задание классу:
Современные ученые говорят о кризисе

семейных отношений.
Как вы думаете в чем причины и каковы

последствия кризиса семейных отношений?
Проблемы современной семьиЗадание классу:  Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений. Как вы думаете в чем

Слайд 27Кризис семьи проявляется:
в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных и

внебрачных детей;
во взаимном отчуждении членов семьи;
в ослаблении воспитательного воздействия родителей

на детей;
в увеличении числа неполных семей.
Кризис семьи проявляется: в росте числа разводов;в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;во взаимном отчуждении членов семьи;в

Слайд 28Гражданский брак:
Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают

возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны

ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.

Обсуждение проблемы по вопросам:
Кто и почему вступает в гражданский брак?
Когда такой брак уместен?
Каковы издержки такой формы брачного союза?
Гражданский брак:Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких,

Слайд 29Гражданский брак: за или против?
Положительные стороны гражданского

брака (по мнению его сторонников)

Это репетиция семейных отношений, позволяющая

обрести опыт совместной жизни.
Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.
Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.

Отрицательные стороны гражданского брака

Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.
Они лишены определенного социального статуса.
Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.
Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.
В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп­ругов и детей

Гражданский брак:  за или против?   Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) Это

Слайд 303. Гендерное поведение
Понятие «гендер» (от англ. gender,

от лат. gens — род):
во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие

свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),
во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

3. Гендерное поведение   Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens — род):во-первых, подразумевает любые

Слайд 31Гендерное поведение
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные

роли,
т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания

к «правильному» мужскому или женскому поведению.
Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения
Гендерное поведениеКаждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли,   т. е. предъявляет нормативные

Слайд 32Вопросы классу:
Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали

в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время).

Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?

Вопросы классу: Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности,

Слайд 334. Стили воспитания

4. Стили воспитания

Слайд 34Стили воспитания
Диктат в семье характеризуется:
стремлением старших максимально подчинить своему

влиянию младших.
Инициатива детей всячески пресекается.
Родители жестко добиваются исполнения

своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Стили воспитанияДиктат в семье характеризуется: стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители

Слайд 35Стили воспитания
Опека в семье — это система

отношений, при которых:
родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,
ограждают его от

всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе
Стили воспитания   Опека в семье — это система отношений, при которых: родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,

Слайд 36Стили воспитания
Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на:

признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.


Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию
Стили воспитанияНевмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на: признании возможности и даже целесообразности независимого существования

Слайд 37Стили воспитания
Сотрудничество характеризуется:
стремлением старших установить теплые

отношения с младшими,
привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу

и самосто­ятельность.
Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;
в младших ценится как послушание, так и независимость.
Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

Стили воспитания   Сотрудничество характеризуется: стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению

Слайд 38Вопросы для закрепления:
Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?
Разъясните

мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг

на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Вопросы для закрепления:Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые

Слайд 39Домашнее задание: §37

Домашнее задание: §37

Слайд 40Литература:
Боголюбов Л.Н.
Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение,

2011.
Сорокина Е.Н.
Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень.

10 класс. –М.: ВАКО, 2008.- 512 с.

Литература:Боголюбов Л.Н.  Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2011.Сорокина Е.Н.   Поурочные разработки по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика