Разделы презентаций


Школьные неврозы. Дидактогении

Содержание

Невроз - все слышали это словоНеврозы — одна из самых частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дидактогении
Школьные неврозы

Автор презентации педагог-психолог ЦППРиК г.Бежецк Михайлова Т.А
Дидактогении Школьные неврозы

Слайд 2Невроз - все слышали это слово
Неврозы — одна из самых

частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к

росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира возросло с 2, 4 до 148, 1 на 1000 населения (увеличение в 61, 7 раз). В России в период с 1950 г. по 1993 г. уровень заболевания неврозами и другими пограничными видами психопатологии поднялся с 87, 1 до 237, 0 на 1000 жителей страны (рост только за 44 года в 2, 7 раза). В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже (а даже, по некоторым данным, чаще), чем в другие возрастные периоды
Невроз - все слышали это словоНеврозы — одна из самых частых в современный период форм нервно-психического расстройства,

Слайд 3Что такое невроз ?
Невроз это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими

обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных отношений человека. Основным

признаком невроза является наличие неосознаваемого внутри личностного конфликта. Внешние проявления невроза могут напоминать признаки различных болезней..

Что такое невроз ?Невроз это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных

Слайд 4Происхождение неврозов
В происхождении неврозов участвует совокупность (констелляция) факторов: преморбидные характерологические,

личностные особенности; всевозможные действующие в течение жизни вредные факторы, способные

изменить реактивность организма, ослабить, сенсибилизировать нервную систему, сделать её более уязвимой, ранимой.
Но ведущей непременной причиной невроза, при всём этом, являются факторы психологические: психологический кризис, психоэмоциональный дисстресс, то, что называют психическими травмами (психогениями).
Психические травмы, приводящие к возникновению неврозов у детей и подростков, могут быть самыми различными: переживания, связанные с психологическим климатом, утратами, конфликтами, неприятностями в семье, обусловленные пребыванием на улице, посещением школы, других детских учреждений. Это могут быть какие-то из ряда вон выходящие, экстремальные события, вызывающие испуг.
Происхождение неврозовВ происхождении неврозов участвует совокупность (констелляция) факторов: преморбидные характерологические, личностные особенности; всевозможные действующие в течение жизни

Слайд 5Причины детских неврозов
В подростковом и в детском возрасте особое значение

имеют две группы психогенных факторов, обычно приобретающих хронический характер:
первая

группа — неправильное воспитание, негармоничная семья;
вторая группа — конфликтные ситуации :
- эмансипационный конфликт (в том числе “отравление свободой”);
- конфликт на основе реакции группирования со сверстниками (насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенные нереализуемые притязания к лидерству);
- конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой, связанной с физическими, психическими качествами, с материальным положением);
- конфликт на почве краха завышенных притязаний;
- конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.

Причины детских неврозовВ подростковом и в детском возрасте особое значение имеют две группы психогенных факторов, обычно приобретающих

Слайд 6Типы невротических конфликтов
Истерический- чрезмерно завышенные претензии с недооценкой или игнорированием

мнения окружающих.

Обсессивно- психастенический противоречия между собственными внутренними потребностями: между желанием

и долгом; моральными принципами и личными привязанностями .

Неврастенический- противоречие между возможностями человека и завышенными требованиями к самому себе.
Типы невротических конфликтовИстерический- чрезмерно завышенные претензии с недооценкой или игнорированием мнения окружающих.Обсессивно- психастенический противоречия между собственными внутренними

Слайд 7Основные закономерности
Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения

времени обучения. В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень.
Больше

неврозов в периоды возрастных кризисов.
Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте , у девочек -в подростков возрасте.
Школьная дезадаптация способствует неврозам..
У женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин -соматических функций организма .
Основные закономерности Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения. В возрасте 12-18 лет имеется

Слайд 8Учебно-образовательный процесс и невроз
По данным болгарского исследователя И.Божанова (1974), во

взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развитием невроза обнаруживаются три аспекта


Первый аспект — невротизирующее влияние учебно-образовательного процесса на обучающегося.
Второй аспект — невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя.
Третий аспект — невротизирующее действие возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса коммуникации ученик-учитель ( дидактогении и матетогении).
Учебно-образовательный процесс и неврозПо данным болгарского исследователя И.Божанова (1974), во взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развитием невроза

Слайд 9Дидактогения
didaktos — учитель + genao — рождаю
психогения - эмоциональноя

реакция, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного

состояния, вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя.
Дидактогения –психическая травма источником которой является педагог.
Дидактогения — брак педагогической работы. Разумная и справедливая строгость дидактогению не вызывает. Понятие введено К.И.Платоновым.
Дидактогенияdidaktos — учитель + genao — рождаю психогения - эмоциональноя реакция, дающая сдвиг в настроении личности и

Слайд 10Типология детей с неврозами
Дети с явными отклонениями в поведении.

Типология детей с неврозамиДети с явными отклонениями в поведении.

Слайд 11Типология детей с неврозами
Успевающие, но вдруг изменившие поведение.

Типология детей с неврозамиУспевающие, но вдруг изменившие поведение.

Слайд 12Типология детей с неврозами
Внешне благополучные(хорошая успеваемость) с признаками эмоционального неблагополучия

Типология детей с неврозамиВнешне благополучные(хорошая успеваемость) с признаками эмоционального неблагополучия

Слайд 13Основные признаки, предшествующие невротическому состоянию в школьном возрасте
Беспокойство
Повышенная тревожность
Ранимость

Основные признаки, предшествующие невротическому состоянию в школьном возрастеБеспокойствоПовышенная тревожностьРанимость

Слайд 14Черты невротической личности
Агрессивность и честолюбие
Педантичность
Конформность
Зависимость
Контрастность
Тревожная мнительность
Замкнутость
Психомоторная нестабильность
(А.И.Захаров

1982)
Впечатлительность
Эмоциональная чувствительность
Наивность
Бесхитростность
Доверчивость
Доброта и отзывчивость
Выраженное чувство Я
(В.И.Гарбузов 1990 )

Черты невротической личностиАгрессивность и честолюбиеПедантичностьКонформность ЗависимостьКонтрастностьТревожная мнительностьЗамкнутостьПсихомоторная нестабильность(А.И.Захаров   1982)ВпечатлительностьЭмоциональная чувствительностьНаивностьБесхитростностьДоверчивостьДоброта и отзывчивостьВыраженное чувство Я(В.И.Гарбузов

Слайд 15Проявления невроза
Астения - повышенная утомляемость, отсутствие сил, состояние физической слабости.

Снижение трудоспособности, ухудшение внимания, памяти. Механическое чтение без усвоения прочитанного.
Повышенная

возбудимость, неустойчивость настроения, раздражительность.

Проявления неврозаАстения - повышенная утомляемость, отсутствие сил, состояние физической слабости. Снижение трудоспособности, ухудшение внимания, памяти. Механическое чтение

Слайд 16Проявления невроза
Повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету.
Частые головные

боли.
Нарушения сна с плохим засыпанием и пробуждением в середине ночи

Проявления неврозаПовышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету.Частые головные боли.Нарушения сна с плохим засыпанием и пробуждением

Слайд 17Проявления невроза
Навязчивые мысли, действия, воспоминания. Сомнения, размышления

Проявления неврозаНавязчивые мысли, действия, воспоминания. Сомнения, размышления

Слайд 18Говоря о невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимо подчеркнуть

:
неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе

умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс,

несоблюдение требований психогигиены обучения,

недостаток свободного времени для реализации личных потребностей (часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам),

конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.
Говоря о невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимо подчеркнуть : неблагоприятно влияет на психическое здоровье не

Слайд 19Возрастающая роль неврозогенных факторов при переходе от начального к старшим

классам — от 25, 6% до 50, 5% случаев.
При

сплошном обследовании учащихся городских и сельских школ, ПТУ нейропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев.
Выявляется неблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями) во всё более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%.
Отклонения в психическом здоровье отмечаются у 55 % детей, находящихся в дошкольных учреждениях.
Возрастающая роль неврозогенных факторов при переходе от начального к старшим классам — от 25, 6% до 50,

Слайд 20Самое страшное место- …
Через школу проходят все. И все знают,

каково это – учиться, быть учеником. Подход к тебе очень

строгий: режим, расписание, требования. И хотя школьную форму давно отменили, ты всегда должен «быть в форме». Соответствовать. Подчиняться. Выполнять.
Самое страшное место- …Через школу проходят все. И все знают, каково это – учиться, быть учеником. Подход

Слайд 21Школьная фобия
По подсчетам психологов, непреодолимый страх перед школой испытывают примерно

40% учащихся

Школьная фобияПо подсчетам психологов, непреодолимый страх перед школой испытывают примерно 40% учащихся

Слайд 22Школьная фобия
«Все школьные страхи порождаются непрофессионализмом педагога. Профессионал и не

должен опускаться на уровень коммунальной ругани. Суть в том, что

учитель не разграничивает личных чувств и профессиональной позиции.»
А.М.Прихожан
Школьная фобия«Все школьные страхи порождаются непрофессионализмом педагога. Профессионал и не должен опускаться на уровень коммунальной ругани. Суть

Слайд 23Школьная фобия
« Школа – питательная среда для развития тревожности.
Там

регулярные проверки, оценки достижений, рейтинги и так далее. Ситуация общественного

обучения легко и очень крепко загоняет человека в состояние тревожности.
Все школьные ситуации построены на том, что ребенок должен выполнять систему требований. Малейшее невыполнение влечет негативную оценку его как личности. Не смог что-то выполнить, не понял, забыл? Человека ругают как несостоятельную личность.
Частная и общая оценка человека не разделяется. Если ты не умеешь решать задачи, ты никто. Учителя не умеют или не хотят доискиваться до причины – сразу и мгновенно поражают источник нарушений, самого ребенка.» А.М.Прихожан
Школьная фобия« Школа – питательная среда для развития тревожности. Там регулярные проверки, оценки достижений, рейтинги и так

Слайд 24Школьная фобия
Влияние педагога

Школьная фобияВлияние педагога

Слайд 25Оценка ,отметка

Оценка ,отметка

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика