Слайд 1Дидактогении
Школьные неврозы
Автор презентации педагог-психолог
ЦППРиК г.Бежецк Михайлова Т.А
Слайд 2Невроз - все слышали это слово
Неврозы — одна из самых
частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к
росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира возросло с 2, 4 до 148, 1 на 1000 населения (увеличение в 61, 7 раз). В России в период с 1950 г. по 1993 г. уровень заболевания неврозами и другими пограничными видами психопатологии поднялся с 87, 1 до 237, 0 на 1000 жителей страны (рост только за 44 года в 2, 7 раза). В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже (а даже, по некоторым данным, чаще), чем в другие возрастные периоды
Слайд 3Что такое невроз ?
Невроз это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими
обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных отношений человека. Основным
признаком невроза является наличие неосознаваемого внутри личностного конфликта. Внешние проявления невроза могут напоминать признаки различных болезней..
Слайд 4Происхождение неврозов
В происхождении неврозов участвует совокупность (констелляция) факторов: преморбидные характерологические,
личностные особенности; всевозможные действующие в течение жизни вредные факторы, способные
изменить реактивность организма, ослабить, сенсибилизировать нервную систему, сделать её более уязвимой, ранимой.
Но ведущей непременной причиной невроза, при всём этом, являются факторы психологические: психологический кризис, психоэмоциональный дисстресс, то, что называют психическими травмами (психогениями).
Психические травмы, приводящие к возникновению неврозов у детей и подростков, могут быть самыми различными: переживания, связанные с психологическим климатом, утратами, конфликтами, неприятностями в семье, обусловленные пребыванием на улице, посещением школы, других детских учреждений. Это могут быть какие-то из ряда вон выходящие, экстремальные события, вызывающие испуг.
Слайд 5Причины детских неврозов
В подростковом и в детском возрасте особое значение
имеют две группы психогенных факторов, обычно приобретающих хронический характер:
первая
группа — неправильное воспитание, негармоничная семья;
вторая группа — конфликтные ситуации :
- эмансипационный конфликт (в том числе “отравление свободой”);
- конфликт на основе реакции группирования со сверстниками (насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенные нереализуемые притязания к лидерству);
- конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой, связанной с физическими, психическими качествами, с материальным положением);
- конфликт на почве краха завышенных притязаний;
- конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.
Слайд 6Типы невротических конфликтов
Истерический- чрезмерно завышенные претензии с недооценкой или игнорированием
мнения окружающих.
Обсессивно- психастенический противоречия между собственными внутренними потребностями: между желанием
и долгом; моральными принципами и личными привязанностями .
Неврастенический- противоречие между возможностями человека и завышенными требованиями к самому себе.
Слайд 7Основные закономерности
Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения
времени обучения. В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень.
Больше
неврозов в периоды возрастных кризисов.
Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте , у девочек -в подростков возрасте.
Школьная дезадаптация способствует неврозам..
У женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин -соматических функций организма .
Слайд 8Учебно-образовательный процесс и невроз
По данным болгарского исследователя И.Божанова (1974), во
взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развитием невроза обнаруживаются три аспекта
Первый аспект — невротизирующее влияние учебно-образовательного процесса на обучающегося.
Второй аспект — невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя.
Третий аспект — невротизирующее действие возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса коммуникации ученик-учитель ( дидактогении и матетогении).
Слайд 9Дидактогения
didaktos — учитель + genao — рождаю
психогения - эмоциональноя
реакция, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного
состояния, вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя.
Дидактогения –психическая травма источником которой является педагог.
Дидактогения — брак педагогической работы. Разумная и справедливая строгость дидактогению не вызывает. Понятие введено К.И.Платоновым.
Слайд 10Типология детей с неврозами
Дети с явными отклонениями в поведении.
Слайд 11Типология детей с неврозами
Успевающие, но вдруг изменившие поведение.
Слайд 12Типология детей с неврозами
Внешне благополучные(хорошая успеваемость) с признаками эмоционального неблагополучия
Слайд 13Основные признаки, предшествующие невротическому состоянию в школьном возрасте
Беспокойство
Повышенная тревожность
Ранимость
Слайд 14Черты невротической личности
Агрессивность и честолюбие
Педантичность
Конформность
Зависимость
Контрастность
Тревожная мнительность
Замкнутость
Психомоторная нестабильность
(А.И.Захаров
1982)
Впечатлительность
Эмоциональная чувствительность
Наивность
Бесхитростность
Доверчивость
Доброта и отзывчивость
Выраженное чувство Я
(В.И.Гарбузов 1990 )
Слайд 15Проявления невроза
Астения - повышенная утомляемость, отсутствие сил, состояние физической слабости.
Снижение трудоспособности, ухудшение внимания, памяти. Механическое чтение без усвоения прочитанного.
Повышенная
возбудимость, неустойчивость настроения, раздражительность.
Слайд 16Проявления невроза
Повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету.
Частые головные
боли.
Нарушения сна с плохим засыпанием и пробуждением в середине ночи
Слайд 17Проявления невроза
Навязчивые мысли, действия, воспоминания. Сомнения, размышления
Слайд 18Говоря о невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимо подчеркнуть
:
неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе
умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс,
несоблюдение требований психогигиены обучения,
недостаток свободного времени для реализации личных потребностей (часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам),
конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.
Слайд 19Возрастающая роль неврозогенных факторов при переходе от начального к старшим
классам — от 25, 6% до 50, 5% случаев.
При
сплошном обследовании учащихся городских и сельских школ, ПТУ нейропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев.
Выявляется неблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями) во всё более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%.
Отклонения в психическом здоровье отмечаются у 55 % детей, находящихся в дошкольных учреждениях.
Слайд 20Самое страшное место- …
Через школу проходят все. И все знают,
каково это – учиться, быть учеником. Подход к тебе очень
строгий: режим, расписание, требования. И хотя школьную форму давно отменили, ты всегда должен «быть в форме». Соответствовать. Подчиняться. Выполнять.
Слайд 21Школьная фобия
По подсчетам психологов, непреодолимый страх перед школой испытывают примерно
40% учащихся
Слайд 22Школьная фобия
«Все школьные страхи порождаются непрофессионализмом педагога. Профессионал и не
должен опускаться на уровень коммунальной ругани. Суть в том, что
учитель не разграничивает личных чувств и профессиональной позиции.»
А.М.Прихожан
Слайд 23Школьная фобия
« Школа – питательная среда для развития тревожности.
Там
регулярные проверки, оценки достижений, рейтинги и так далее. Ситуация общественного
обучения легко и очень крепко загоняет человека в состояние тревожности.
Все школьные ситуации построены на том, что ребенок должен выполнять систему требований. Малейшее невыполнение влечет негативную оценку его как личности. Не смог что-то выполнить, не понял, забыл? Человека ругают как несостоятельную личность.
Частная и общая оценка человека не разделяется. Если ты не умеешь решать задачи, ты никто. Учителя не умеют или не хотят доискиваться до причины – сразу и мгновенно поражают источник нарушений, самого ребенка.»
А.М.Прихожан