Слайд 1Дидактогении 
Школьные неврозы 
      
                                                            
                                    
         
                                                   Автор презентации педагог-психолог 
                                  ЦППРиК г.Бежецк Михайлова Т.А
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Невроз - все слышали это слово
Неврозы — одна из самых
                                                            
                                    
частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к
                                    росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира возросло с 2, 4 до 148, 1 на 1000 населения (увеличение в 61, 7 раз). В России в период с 1950 г. по 1993 г. уровень заболевания неврозами и другими пограничными видами психопатологии поднялся с 87, 1 до 237, 0 на 1000 жителей страны (рост только за 44 года в 2, 7 раза). В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже (а даже, по некоторым данным, чаще), чем в другие возрастные периоды
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Что такое невроз ?
Невроз это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими
                                                            
                                    
обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных отношений человека. Основным
                                    признаком невроза является наличие неосознаваемого внутри личностного конфликта. Внешние проявления невроза могут напоминать признаки различных болезней..
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Происхождение неврозов
В происхождении неврозов участвует совокупность (констелляция) факторов: преморбидные характерологические,
                                                            
                                    
личностные особенности; всевозможные действующие в течение жизни вредные факторы, способные
                                    изменить реактивность организма, ослабить, сенсибилизировать нервную систему, сделать её более уязвимой, ранимой.
 Но ведущей непременной причиной невроза, при всём этом, являются факторы психологические: психологический кризис, психоэмоциональный дисстресс, то, что называют психическими травмами (психогениями). 
Психические травмы, приводящие к возникновению неврозов у детей и подростков, могут быть самыми различными: переживания, связанные с психологическим климатом, утратами, конфликтами, неприятностями в семье, обусловленные пребыванием на улице, посещением школы, других детских учреждений. Это могут быть какие-то из ряда вон выходящие, экстремальные события, вызывающие испуг.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Причины детских неврозов
В подростковом и в детском возрасте особое значение
                                                            
                                    
имеют две группы психогенных факторов, обычно приобретающих хронический характер:
 первая
                                    группа — неправильное воспитание, негармоничная семья;
 вторая группа — конфликтные ситуации : 
 -  эмансипационный конфликт (в том числе “отравление свободой”); 
 - конфликт на основе реакции группирования со сверстниками (насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенные нереализуемые притязания к лидерству); 
 - конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой, связанной с физическими, психическими качествами, с материальным положением); 
 - конфликт на почве краха завышенных притязаний;
 - конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Типы невротических конфликтов
Истерический- чрезмерно завышенные претензии с недооценкой или игнорированием
                                                            
                                    
мнения окружающих.
Обсессивно- психастенический противоречия между собственными внутренними потребностями: между желанием
                                    и долгом; моральными принципами и личными привязанностями .
Неврастенический- противоречие между возможностями человека и завышенными требованиями к самому себе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Основные закономерности 
Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения
                                                            
                                    
времени обучения. В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень.
 Больше
                                    неврозов в периоды возрастных кризисов. 
Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте , у девочек -в подростков возрасте.
 Школьная дезадаптация способствует неврозам..
 У женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин -соматических функций организма .
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Учебно-образовательный процесс и невроз
По данным болгарского исследователя И.Божанова (1974), во
                                                            
                                    
взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развитием невроза обнаруживаются три аспекта
                                    
 Первый аспект — невротизирующее влияние учебно-образовательного процесса на обучающегося.
 Второй аспект — невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя. 
Третий аспект — невротизирующее действие возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса коммуникации ученик-учитель ( дидактогении и матетогении).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Дидактогения
didaktos — учитель + genao — рождаю 
психогения - эмоциональноя
                                                            
                                    
реакция, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного
                                    состояния, вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя.
Дидактогения –психическая травма источником которой является педагог. 
Дидактогения — брак педагогической работы. Разумная и справедливая строгость дидактогению не вызывает. Понятие введено К.И.Платоновым.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Типология детей с неврозами
Дети с явными отклонениями в поведении.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Типология детей с неврозами
Успевающие, но вдруг изменившие поведение. 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Типология детей с неврозами
Внешне благополучные(хорошая успеваемость) с признаками эмоционального неблагополучия
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Основные признаки, предшествующие невротическому состоянию в школьном возрасте
Беспокойство
Повышенная тревожность
Ранимость
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Черты невротической личности
Агрессивность и честолюбие
Педантичность
Конформность 
 Зависимость
Контрастность
Тревожная мнительность
Замкнутость
Психомоторная нестабильность
(А.И.Захаров 
                                                            
                                    
 1982)
Впечатлительность
Эмоциональная чувствительность
Наивность
Бесхитростность
Доверчивость
Доброта и отзывчивость
Выраженное чувство Я
(В.И.Гарбузов  1990 )
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Проявления невроза
Астения - повышенная утомляемость, отсутствие сил, состояние физической слабости.
                                                            
                                    
Снижение трудоспособности, ухудшение внимания, памяти. Механическое чтение без усвоения прочитанного.
Повышенная
                                    возбудимость, неустойчивость настроения, раздражительность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Проявления невроза
Повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету.
Частые головные
                                                            
                                    
боли.
Нарушения сна с плохим засыпанием и пробуждением в середине ночи
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Проявления невроза
Навязчивые мысли, действия, воспоминания. Сомнения, размышления
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Говоря о невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимо подчеркнуть
                                                            
                                    
: 
неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе
                                    умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс,
 несоблюдение требований психогигиены обучения,
 недостаток свободного времени для реализации личных потребностей (часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам), 
конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Возрастающая роль неврозогенных факторов при переходе от начального к старшим
                                                            
                                    
классам — от 25, 6% до 50, 5% случаев. 
При
                                    сплошном обследовании учащихся городских и сельских школ, ПТУ нейропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев.
 Выявляется неблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями) во всё более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%. 
Отклонения в психическом здоровье отмечаются у 55 % детей, находящихся в дошкольных учреждениях. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Самое страшное место- …
Через школу проходят все. И все знают,
                                                            
                                    
каково это – учиться, быть учеником. Подход к тебе очень
                                    строгий: режим, расписание, требования. И хотя школьную форму давно отменили, ты всегда должен «быть в форме». Соответствовать. Подчиняться. Выполнять. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Школьная фобия
По подсчетам психологов, непреодолимый страх перед школой испытывают примерно
                                                            
                                    
40% учащихся 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Школьная фобия
«Все школьные страхи порождаются непрофессионализмом педагога. Профессионал и не
                                                            
                                    
должен опускаться на уровень коммунальной ругани. Суть в том, что
                                    учитель не разграничивает личных чувств и профессиональной позиции.» 
А.М.Прихожан
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Школьная фобия
« Школа – питательная среда для развития тревожности.
 Там
                                                            
                                    
регулярные проверки, оценки достижений, рейтинги и так далее. Ситуация общественного
                                    обучения легко и очень крепко загоняет человека в состояние тревожности. 
Все школьные ситуации построены на том, что ребенок должен выполнять систему требований. Малейшее невыполнение влечет негативную оценку его как личности. Не смог что-то выполнить, не понял, забыл? Человека ругают как несостоятельную личность.
 Частная и общая оценка человека не разделяется. Если ты не умеешь решать задачи, ты никто. Учителя не умеют или не хотят доискиваться до причины – сразу и мгновенно поражают источник нарушений, самого ребенка.»
                          А.М.Прихожан