Слайд 1«Виды речевых нарушений у дошкольников»
ГБОУ ЦППРК Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»
Презентацию
подготовила:
Учитель-логопед Демьянцева Юлия Васильевна
Слайд 2Понятийный словарь:
1. Фонетическая сторона речи – произнесение звуков как результат
согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата аппарата
2. Фонематическая сторона речи
– способность различать и дифференцировать фонемы звуки речи
3. Речедвигательный механизм – состоит из: центрального отдела (кора мозга, преимущественно левое полушарие), проводникового отдела (нервные пути) и двигательного аппарата речи
4. Речедвигательный аппарат – состоит из: артикуляторного аппарата (губы, зубы, небо, глотка), голосового аппарата (хрящи гортани, голосовые связки) и дыхательного аппарата (бронхи, легкие, диафрагма)
5. Иннервация – воздействие на органы чувств, мышцы, железы и т.д. с помощью нервов
Слайд 3
Возможные диагнозы при речевой патологии
Заикание
Дислалия
Дизартрия
Алалия
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФНР)
Общее недоразвитие
Речи (ОНР)
Задержка речевого
Развития
(ЗРР)
Ринолалия
Слайд 4РИНОЛАЛИЯ
НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА И ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ
ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА, РУБЦОВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ, ПАРЕЗАМИ И ПАРАЛИЧАМИ
МЯГКОГО НЕБА)
Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, отоларинголога, невропатолога. При необходимости осуществляются операции на небе (хейлопластика) до 6 лет.
Слайд 5АЛАЛИЯ
ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ВСЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Различают три вида алалий:
сенсорные, моторные и сенсо-моторные.
Алалию нельзя считать просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отмечаются нарушения всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя. Среди неречевых расстройств выделяются моторные, сенсорные и психо-патологические симптомы.
Слайд 6ЗАИКАНИЕ
НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Для преодоления
заикания применяется комплексный
метод, включающий в себя:
- терапевтическое лечение (медикаментозное
и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы
- психотерапевтическое воздействие
- коррекционные занятия с логопедом
- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий
Слайд 7ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)
СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ У ДЕТЕЙ
НАРУШЕНО ФОРМРОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ, КАСАЮЩИХСЯ И ЗВУКОВОЙ, И СМЫСЛОВОЙ
СТОРОН, ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И ИНТЕЛЛЕКТЕ
Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития
Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР
Слайд 8ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР I)
Активный словарь практически не
сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» - «киска»,
«ака» - «собака»).
Могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленных грамматически («Ись иди» - «киска сидит»).
Характерна многозначительность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка»)
- Возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот (слово «пи» - часть глагола «пить», может обозначать чашку, воду, молоко, сок).
Широко используя жесты и мимику, дети понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации.
Произношение большинства звуков нарушено, многие из них искажаются, смягчаются и т.д.
Слайд 9ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР II)
Активная речь состоит из
простых предложений из двух, трех или четырех слов.
Ребенок может использовать
трех- и даже четырехсложные слова («асина» - «машина», «ибуаська» - «чебурашка»).
Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» - «ем ложкой»).
Отмечается грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - «цветочки», «какоки» - «колготки».
- Характерны многочисленные искажения звуков: дефекты смягчения, озвончения, произношения свистящих, шипящих, сонорных и др.
Слайд 10ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР III)
Активная речь характеризуется наличием
развернутой фразовой речи с элементами лексико-фонематического недоразвития. Наблюдается неточное употребление
многих лексических значений ( «кружка» - «чашка», «стакан», «кружка»
- Появляются первые навыки словообразования («стол» - «столик»); но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» - «яблочный сок»); затрудняются образовывать глаголы приставочным способом («красил» - «покрасил», «выкрасил»)
- Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.
Слайд 11ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР IV)
- Нет грубых
нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков
речи
- Дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращение гласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке, у них недостаточная внятная дикция, вялая артикуляция («каша во рту»)
- Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» - «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («Большой дом» - «Высокий дом»)
- В грамматическом оформлении ошибки в употреблении существительных родительного числа («Увидели медведев, воронов»), в согласовании прилагательных с существительным («Раскрашиваю шарик красным ручком»)
Слайд 12ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР)
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РОДНОГО ЯЗЫКА
У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ДЕФЕКТАМИ ВОСПРИЯТИЯ
И ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
Выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
- дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков
дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп
- дети, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава и определить их последовательность
Слайд 13ДИЗАРТРИЯ
ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ГЛОВНОГО МОЗГА
ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В
НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
активный и пассивный словарь значительно отличаются по объему (пассивный шире активного)
в грамматическом строе речи выделяется такая специфическая ошибка, как пропуск предлогов («кига езыт тое» - «книга лежит на столе)
- в вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнетечении
Слайд 14ДИСЛАЛИЯ
НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОСТИ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАТАРА
Дислалия
делится на группы:
Функциональная. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения
системы произношения.
Причины: общая физическая ослабленность в период формирования речевой функции, недостаточная степень развития фонематического слуха, неблагоприятные социальные и речевые условия, двуязычие в семье
2. Механическая. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата
Слайд 15ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Звук заменяется другим,
более простым по
артикуляции (л –
у)
Звук отсутствует:
ампа (лампа),
акета (ракета)
Звук произносится
искаженно: горловой Р,
межзубный С
Слайд 16ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ ЗВУКИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ
ИЛИ НАРУШЕНЫ
Сигматизм – дефекты произношения
свистящих (с,з,ц) и шипящих (ш,ж,ч,щ)
Ротацизм
– дефекты
произношения звуков «р, р'»
Каппацизм – дефекты
произношения звуков «к, к'»
Дефекты озвончения – замена
звонких согласных парными глухими
Хитизм – дефекты
произношения звуков «х, х'»
Гаммацизм – дефекты
произношения звуков «г, г'»
Ламбдацизм – дефекты
произношения звуков «л, л'»
Йотацизм – дефекты
произношения звука «й»
Дефекты озвончения – замена
мягких согласных твердыми
Ринолалия – нарушение тембра
голоса и звукопроизношения
Ринофония – нарушен
только тембр голоса
Слайд 17ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ БОЛЕЕ МЕДЛЕННЫМ ТЕМПОМ ПО СРАВНЕНИЮ С
НОРМОЙ ТЕМПАМИ УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
ОТСТАВАНИЕ РАВНОМЕРНО В ФОРМИРОВАНИИ ВС ЕХ
КОМПОНЕНТОВ ЯЗЫКА
Если речевое развитие ребенка значительно задерживается, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Необходимо вовремя провести необходимые исследования, определить причины ЗРР.