Слайд 1МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
АВТОР: ЦЫГАНКОВА
Н.С., УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ СОШ №49 Г. МУРМАНСКА
Смысл
философских проблем
Слайд 2Главные вопросы бытия сформулировал И. Кант:
Что я могу знать?
Что я
должен знать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
Слайд 3Вечные вопросы философии
1.Как возник, устроен мир и какова причина его
развития?
2.Что такое природа, общество и человек?
3.Как можно познать природу, общество
и человека?
Слайд 4Подвопросы философии
1.Что первично – материя или сознание?
2.Познаваем ли мир?
Слайд 5Что первично – материя или сознание?
Философы, определяющие в основу мира
природу, материю получили название материалисты
Философы, объясняющие мир исходя из первичности
духа, сознания - идеалисты
Слайд 6Материализм
это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную
субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные
факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.
Слайд 7Идеализм
это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть
субъективное, или объективное идеальное начало
основу мировоздания составляет духовная субстанция,
существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель).
материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).
Слайд 8Что первично – материя или сознание?
Когда идея выносится за пределы
человечества и существует где – то в пространстве в виде
мировой идеи – это философская школа- объективный идеализм
Когда идея зародилась внутри человека на уровне ощущений, ассоциаций – это субъективный идеализм
Слайд 9
Бытие — категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и
явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).
В основе понятия
«бытие» — убежденность человека, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.
Слайд 10Бытие
Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет
по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и
произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.
Слайд 11Формы бытия
— бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие
природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей,
а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;
— бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;
— бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.
Слайд 12Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания
онтологических противоречий
- между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью,
конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений;
— между единством мира и его многообразием в этом его единстве;
— между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира.
Слайд 13Концепции решения онтологических противоречий
1. Монизм— это философское учение, принимающее за основу
всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.
2. Дуализм.Сторонники этого
направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).
3. Плюрализм — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).
Слайд 14Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
закон единства и
борьбы противоположностей (показывает источник развития);
закон взаимного перехода количественных и качественных
изменений (показывает характер развития);
закон отрицания отрицания (характеризует направленность и структуру развития).
Слайд 15Закон единства и борьбы противоположностей
гласит: источником развития является борьба образующих
единое целое и взаимодействующих противоположностей; борьба противоположностей ведет к противоречиям
между ними; крайним обострением противоречия является конфликт.
Противоположности— это такие свойства предметов (явлений, процессов), которые занимают предельные, крайние места (верх — низ, правое — левое, сухое — мокрое, горячее — холодное и т. д.)
Диалектические противоположности — это противоположности (противоположные свойства, стороны, тенденции), которые находятся в непрерывном взаимодействии, — воздействуют друг на друга, одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, не могут существовать один без другого.
Диалектическое противоречие — взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон (тенденций, предметов, явлений), которые находятся во внутреннем единстве (взаимопроникновении), выступая источником самодвижения и развития. Противоположности, из которых складывается противоречие, противостоят друг другу как положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона (момент) направлена на сохранение противоречивого целого (и совпадает с ним), а отрицательная на устранение.
Слайд 16Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
интенсивные количественные изменения, постепенно накапливаясь,
превышая границу меры, путем скачка вызывают качественные изменения в объекте,
создавая условия для новых количественных изменений.
Слайд 17Основные понятия закона:
Качество — это устойчивая совокупностью существенных свойств объекта,
то есть то, что делает эту вещь именно этой вещью.
Количество
— это определенность, выражающаяся в различиях внутри предметов одного и того же качества, это свойство объекта, изменение которого в определенных границах не нарушают качества. Количественные изменения могут быть интенсивными и экстенсивными. Первые приводят к коренным, качественным изменениям, а вторые — нет.
Мера — это интервал количественных изменений, в пределах которых качество объекта неизменимо. Мера, как и другие категории диалектики, отражает универсальные связи бытия. Нет ни одного явления природной, социальной и духовной деятельности, которое не
имело бы границ своего существования. Переход от меры к другой, от одного качества к другому осуществляется в форме скачка.
Скачок — момент превращения одного качества в другое, интенсивных количественных изменений в качественные.
Слайд 18Закон отрицания отрицания
развитие — это бесконечная цепь генетических (диалектических) отрицаний
старого новым при сохранении в новом всего необходимого из предшествующих
стадий развития.
Слайд 19Познаваем ли мир?
Гностики - мир познаваем
Агностики – отрицают познаваемость мира
Слайд 20Домашнее задание
Эссе на тему: «Познаваем ли мир?»
Параграф 1(Обществознание :
профил. уровень : учеб. для 10
кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2007)
Слайд 21Источники
http://www.grandars.ru/college/filosofiya/predmet-filosofii.html
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/01.php
http://www.plam.ru/shpori/shpargalka_po_filosofii_otvety_na_yekzamenacionnye_bilety/p1.php
Обществознание : профил. уровень :
учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н.
Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2010