Слайд 1Работу выполнила
Батлук Татьяна,
ученица 10"А" класса
Состояние сердечно-сосудистой системы
у
подростков XXI века
Слайд 2Цель работы: изучение особенности и состояния кровеносной системы у подростков
Задачи:
Изучить
строение крови и кровеносной системы.
Выяснить роль кровеносной системы в организме
человека.
Исследовать кровяное давление , пульс и скорость кровотока у подростков, определить функциональную сердечно-сосудистую пробу.
Рассмотреть причины, вызывающие дисфункциональное состояние кровеносной системы
Разработать профилактические рекомендации для укрепления данной системы.
Слайд 3Особенности кровеносной системы человека
Четырёх камерное сердце.
Полное разделение артериальной и венозной
крови.
Два круга кровообращения.
Кровяные сосуды: артерии, вены, капилляры.
Слайд 4Значение кровеносной системы
Кровь осуществляет связь между органами и клетками всего
организма.
Поддержание постоянства внутренней среды человека (гомеостаз)
Выполняет транспорт газов, питательных веществ
и продуктов метаболизма.
Обеспечивает защиту от инфекции и чужеродных тел, защищает организм от кровопотери.
Обеспечивает регуляцию температуры тел.
Слайд 555-60% объёма крови
3 3 3
В 1 мм в 1 мм в 1 мм
5 млн. 6-8 тыс. 300-500 тыс.
Строение крови
Слайд 6Эритроциты
Красные кровяные тельца;
не содержат ядер
(только у лягушек и куриц
есть ядра в эритроцитах);
форма двояковогнутого диска;
срок жизни: 120 дней;
размер 7
мкм = диаметру сосуда;
содержат гемоглобин;
норма у женщин 3,7*1012/л
у мужчин 4,5- 5*1012/л
Слайд 7 Лейкоциты (L )
Образуются в стволовых клетках костного мозга, в
тимусе и обеспечивают реакцию иммунитета, отвечающего за регуляцию гуморального иммунитета
Образуются из клеток костного мозга, отвечают за гуморальный иммунитет
0,5-1% от L ,участвуют в метаболизме гистамина и гепарина, также в иммунных реакциях и реакциях аллергитического типа
в норме от 1-5%, содержат в себе много ферментов, способны к фагоцитозу, принимают участие в защитных реакциях
Слайд 8Тромбоциты
Отломки пластинок или бесцветные тельца, могут быть неправильной формы, представляют
собой безъядерные фрагменты цитоплазмы мегакариоцитов.
Длительность жизни - 58 дней
Функция: участвуют
в свёртываемости крови , обладают способностью осаждаться на повреждённый сосуд и образовывать тромб.
Слайд 9Основные фазы образования тромба
Слайд 10Плазма и её значение для организма
α-,β-,γ-
глобулин
Альбумин
60%
Фибриноген
переносчик многих важных веществ
переносчик полисахаридов,
липидов и белков, осуществля- ющие защитные реакции
основной белок плазмы
Слайд 11
Сердце располагается в грудной полости.
Сердце находится в околосердечной
сумке, образованную париетальным листком.
Масса сердца примерно 300 – 400 грамм.
За время всей жизни сердце совершает около 3 биллионов ударов и перекачивает почти 400 млн. литров крови.
Сердце
Слайд 12Схема строения сердца
- правое предсердие
- верхняя полая вена
- аорта
- лёгочная
артерия
- полулунные клапаны
- левое предсердие
- лёгочные вены
- створчатые клапаны
- левый желудочек
- правый желудочек
- нижняя полая вена
Слайд 13Работа сердца
За одну минуту сердце сокращается 60-80 раз.
Во
время сна сердце сокращается медленней, а при физической работе сокращения
учащаются.
Диастола
(0,4 с)
Систола предсердий (0,1 с)
Систола желудочков(0,3 с)
Слайд 14Регуляция сердечной деятельности
Гуморальная
Нервная
адреналин, соли Са
ацетилхолин, соли К
усиление
замедление
Слайд 15Артерии, вены и капилляры
Артерии – это сосуды, которые несут кровь
от сердца. Самая крупная из них – аорта. В артериях
кровь движется под большим давлением, поэтому они имеют толстые и упругие стенки.
Вены – это сосуды, которые несут кровь к сердцу. Кровь по венам течёт медленнее, чем в артериях, стенки их мягкие и тонкие.
Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. Они пронизывают все органы человека. Общая протяжённость капилляров у человека – около 100 тыс. км. Все капилляры собираются в вены.
Слайд 16Группы крови
Существует 4 группы крови (АВО система)
Агглютиногены –
А; В
Агглютининов – α; Β
Резус крови – впервые обнаружен у
обезьян и называется резус фактор.
Если резус фактор есть, то +,
Если нет, то
Резус - фактор передается по наследству и не изменяется в течение всей жизни.
Слайд 17Совместимости групп крови
Правило переливания крови: при переливании крови плазменные белки
реципиента не должны склеиваться одноимённые эритроцитарные белки донора.
Таким образом, l
группа – универсальный донор, lV группа – универсальный реципиент.
Слайд 18Факторы, влияющие на состояние системы кровообращения
Тренировочный эффект сердца
2. Вредные
привычки: употребление алкоголя и табака.
3. Экологические условия
Слайд 19Факторы, отрицательно влияющие на кровеносную систему
Курение
Алкоголь
Вредная пища
Слайд 20Цель работы: измерить АД и сравнить его с расчётным.
Для измерения давления в состоянии покоя людей до 20
лет использовало формулу:
АД верхнее = 1,7 Х возраст(в годах) + 83;
АД нижнее = 1,6 х возраст(в годах) + 42.
В исследовании участвовало 50 человек расчётное давление – 105/63;
фактическое давление –
70% - нормальное;
15% - пониженное;
15% - повышенное.
Диагностика АД у подростков
Слайд 21Цель работы: определение пульса у подростков.
В норме – 70 ударов
в минуту;
Исследовано 50 школьников.
Результаты измерений: 65-90 ударов в минуту, в
зависимости от состояния организма.
Исследование ЧСС сердца
Слайд 22Полный круговорот кровь совершает за 20-25 с
Скорость крови в аорте
– 0,5 м/с
В полых венах – 0.25 м/с
Скорость крови к
капиллярах – 0,5 мм/с
Цель работы: измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа у подростков.
Вычисление производится по формуле V=l/t, где V – скорость крови, l – длина ногтевого ложа, t – время, заполнения кровью ногтевого ложа.
В результате измерений стало известно, что скорость кровотока у 50 человек оказалась нормальной.
Определение скорости кровотока ногтевого ложа
Слайд 23Определение функциональной сердечно-сосудистой пробы
Цель работы: определение частоты сердечных сокращений в
состоянии покоя и после 20 приседаний.
Была определена ЧСС после нагрузки
и динамика возвращения её состоянию покоя.
Методика:для определения нужно измерить пульс в состоянии покоя. Далее сделать 20 приседаний. После окончания упражнений сесть, измерить и записать просчитанный пульс за 10 с. Спустя каждые 1,2,3,4,5 минут делать контрольные измерения.
Ключ к обработке результатов: сравнив данные частоты сердечных сокращений после нагрузки с исходными, можно судить о состоянии сердечно-сосудистой системы. Если ЧСС увеличилась, меньше, чем на 1/3, - результаты хорошие, если больше – плохие. После нагрузке пульс должен вернуться в исходному состоянию не более чем за 2 мин.
Слайд 24
Результаты исследования: 40% ребят показали хорошие показатели при восстановлении сердцебиения
после нагрузки.
Слайд 25Функциональная проба с максимальной задержкой дыхание до и после нагрузки.
Исследовано
50 человек в возрасте 14-16 лет.
Методика исследования:
1.
В положении сидя задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания.
2. Через 5 минут отдыха сделать 20 приседаний за 30 с.
3. Задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания.
4. Через 2 мин. Отдыха повторить пробу №1
5. Вычислить процентное отношение результатов 2 и 3 опытов по отношению к 1.
6. Сравнить полученные данные с нормативами.
Слайд 26Результаты исследования: 10% ребят имеют здоровое тренированное сердце, 14% имеют
отклонение в здоровье, 76% школьников – здоровые нетренированные.
Выводы: результаты исследований
показали, что только ¼ ребят можно отнести к действительно здоровым людям с хорошо тренированным сердцем. 1/10 от исследуемого количества школьников имеют серьёзные отклонения в здоровье. Основная масса учащихся недостаточно уделяют внимания своему физическому развитию.
Слайд 27Рекомендации по укреплению кровеносной системы
Для укрепления мышц сердца и сосудов
необходимо заниматься физическими упражнениями.
На деятельность сердца и сосудов отрицательно влияет
алкоголь и табак.
Для поддержания АД в норме нужно соблюдать рацион питания, режим дня, гигиену труда и не исключать ежедневные воздушно-водные процедуры.
Слайд 28Выводы:
Изучены особенности строения кровеносной системы человека.
По данным исследования определения функциональной сердечно-сосудистой пробы
было отмечено, что 25% подростков имеют хорошо тренированное сердце. У этих школьников при физической нагрузке сердцебиение приходит в состояние нормы не более, чем за 2 минуты. 10% ребят имеют отклонение в здоровье, а 65% относятся к практически здоровым, но имеют нетренированное сердце. Подросткам необходимо задуматься о профилактических мероприятиях сердечно-сосудистых заболеваний.
Рассмотрены причины, вызывающие дисфункциональное состояние кровеносной системы
Разработаны профилактические рекомендации по укреплению сердечно-сосудистой системы.
Слайд 29Литература
1. Бельченко Л.А., Лавриненко В.А. «Физиология человека», Сибирское университетское издательство,
Новосибирск 2004 год.
2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология человек», учебник
для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Вантана-Граф», 2004 год.
3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии и физиологии человека», Москва, «Просвещение», 1978 год.
4. Курепина М.М., Воккен Г.Г. атлас «Анатомия человека», Москва, «Просвещение», 1978 год
5. Рохлов В.С., Никишов А.И. «Человек и его здоровье» Москва, «Илекса», 2001 год
6. Шустанова Т.А. «Пособие-репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2004 год.