Слайд 1Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствия
Автор: Кассихина
Галина Петровна, учитель начальных классов
Слайд 2
Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома
Л. Толстой
Слайд 3
Насилие – применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на
кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение.
Насилие в семье – это вид
отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.
Слайд 4Индикаторы жестокого обращения в отношении младших школьников:
агрессивность или, наоборот,
подавленность;
безнадзорность;
ухудшение успеваемости;
ухудшение здоровья;
физические признаки (ссадины, кровоподтеки
и т.д.);
информация из других источников (одноклассники, их родители и т.д.).
Слайд 5Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми
Принято жестокое отношение
к детям
Критическая ситуация или стечение обстоятельств
Недостаток элементарных знаний
о детском развитии
Строгие наказания обычно не считают насилием
Слайд 6Основные виды семейного насилия в отношении младших школьников:
физическое насилие;
эмоциональное (психическое) насилие;
сексуальное насилие;
отсутствие заботы о детях;
Слайд 7Группа детей, которая в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют
повышенный риск подвергнуться насилию со стороны взрослых
дети – инвалиды
с физическими и умственными недостатками;
дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности или родов;
дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей;
нежеланные дети;
нелюбимый ребенок в семье;
дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками;
дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения – раздражительные, гиперактивные, агрессивные, со слабым контролем поведения и др.;
высокоодаренные или талантливые дети
Слайд 8Ближайшие последствия насилия
Физические последствия – изменения в физическом здоровье и
развитии ребенка.
Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в
системе представлений о мире и о себе.
Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии.
Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка.
Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения.
Слайд 9Отдаленные последствия насилия
Стойкие нарушения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом
и социальном уровне
Слайд 10Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания
ряда факторов:
Характеристика насилия над младшим школьником:
от кого исходило насилие;
является ли
ребенок прямым объектом насильственных действий или свидетелем насилия в адрес значимых для него людей;
вид(ы) насилия, которым он подвергался;
длительность ситуации насилия;
частота насильственных действий и эпизодов;
степень тяжести насильственных действий;
особенности раскрытия факта насилия;
Личностные особенности младшего школьника:
устойчивость ребенка по отношению к стрессам;
уровень самооценки;
уровень интеллектуального развития.
Слайд 11
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться
творить добро
В. Сухомлинский