Слайд 1
Социальная стратификация
Обществознание. 8 класс.
Столбова В.С. МОУ СОШ 41 Город Нижний
Тагил
Слайд 2Повторение.
Определите понятия.
……… - обособившаяся от природы часть материального мира, включающая
в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
……. -
предметом изучения этой науки является общество.
……. - эта сфера жизни людей включает в себя взаимодействие классов, социальных слоев и групп.
Слайд 3Понятие и исторические типы стратификации.
В начале одного очень известного
романа Л. Н. Толстой утверждает: “Все счастливые семьи похожи друг
на друга…”
Семьи, возможно, похожи. А люди?
Слайд 4Все перечисленное представляет собой
совокупность оснований для социальной стратификации.
Слайд 5Само слово “стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола
fasere.
Стратификация –
stratum (лат.) - слой
fasere (лат.) – делать, что
в переводе на русский означает – расслоение общества.
термин “стратификация” пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.
Слайд 6
Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX
в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные
компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса.
Статус – положение и место человека в обществе.
Статус выступает обобщенным показателем стратификации.
Слайд 7Различают четыре основных типа стратификации:
-рабство
-касты
-сословия
-классы.
Слайд 8Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой одни
люди буквально принадлежат другим как их собственность. Правовые условия рабства
значительно варьируются в различных обществах.
В Соединенных Штатах, Южной Америке и Вест-Индии в XVIII – XIX вв. рабы использовались почти исключительно как рабочие плантаций и домашние слуги. В классических Афинах, рабы исключались из политической и военной жизни, но были заняты выполнением других обязанностей. Одни занимались литературным творчеством, другие – квалифицированным ремесленным трудом, третьи – помогали воспитывать детей.
В Риме, где правящие группы имели невысокое мнение о торговле, рабы иногда становились очень богатыми благодаря их деловой активности, а некоторые богатые рабы имели даже своих рабов. В Древнем Риме в самом низу социальной лестницы находились те, кто работал на плантациях или рудниках. Обращались с ними жестоко.
Рабство часто вызывало сопротивление и борьбу против тех, кому было подвластно. История заполнена восстаниями рабов, причем иногда они добивались коллективного освобождения от своих хозяев.
Слайд 9На смену рабству пришли касты, которые связывают чаще всего с
культурой Индии. Термин “каста” не индийского происхождения, а португальского, означает
“род” и “чистый род”.
Слайд 10Всю жизнь человек оставался в той касте, в которой родился.
Особенно тяжелым и унизительным было положение неприкасаемых, не входивших ни
в одну из основных каст.
В наши дни в Индии деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях многие крестьяне не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони.
Слайд 11Следующей формой стратификации являются сословия. Сословия были частью европейского феодализма
и представляли собой большие группы людей с одинаковыми правами и
обязанностями, передающимися по наследству.
Но! Простые люди могли, например, стать рыцарями, купив у правителей специальное на то разрешение; торговцы могли купить титулы. Пережитки этой системы сохраняются в Британии в виде наследственных титулов, где лидеры бизнеса, государственные чиновники, актеры, музыканты могут быть возведены в рыцарское достоинство или получить звание пэра в подтверждение своих заслуг.
Слайд 12А в России сословия были?
Какие?
Слайд 13Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и
привела к формированию классового строя. Класс – главный элемент социальной
стратификации капитализма. Понятие “класс” появилось в XVIII веке.
Назовите основные классы капиталистического общества?
Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления?
Браки между представителями разных классов возможны?
А переход из одного класса в другой?
Слайд 14Общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по
социальной лестнице, называют открытым. Если же переход из одной страты
в другую запрещен, то общество – закрытое.
Слайд 15Выводы по 1-му вопросу
Стратификация фиксирует социальное неравенство.
Основой деления общества на страты (социальные слои) выступает неравный
доступ к основным социальным ценностям.
Различают четыре основные типа стратификации: рабство, касты, сословия, классы.
Слайд 162.2. Социально-классовая структура современных обществ.
Слайд 17Начнем с американского. В Америке четко выделяются три класса и
по несколько слоев внутри них.
Слайд 18Социальная стратификация современного российского общества.
Элитные группы в управлении, экономике, силовых
структурах.
Предприниматели (кроме крупных), управляющие среднего звена, старшие офицеры, высококвалифицированные специалисты.
Часть
интеллигенции, технический персонал, работники массовых профессий, торговли и сервиса.
Неработающие пенсионеры, безработные, беженцы.
Преступники, пьяницы, наркоманы, бродяги, бомжи.
Андеркласс – слой общества, образуемый деклассированными элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества.
Слайд 19“Встречают по одежке…”
У каждого класса свой стиль одежды в соответствии
со статусом. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего
классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов.
Слайд 20“Старые песни” о социальном.
Знаю милый, знаю, что с тобой.
Потерял себя
ты, потерял.
Ты покинул берег свой родной,
А к другому так и
не пристал.
Какие социальные группы, “потеряв свой берег”, так и не могут пристать к другому?
Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
О, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.
Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?