Слайд 1Социальный прогресс и развитие общества
8 класс. Обществознание
Слайд 2Закон ускорения общества
На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем
на предыдущую.
Первобытнообщинный строй - 40 тыс. до н.э. – конец
IV тыс. до н. э
Древний мир - Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э
Средние века - V в. н.э. – сер. XVII в
Новое время - Сер. XVII – нач. XX в
Слайд 3Закон ускорения общества
На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем
на предыдущую.
Слайд 4Закон развития общества
Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.
Позитивные перемены
Негативные
перемены
Слайд 5Социальный прогресс
Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ
от состояния дикости к вершинам цивилизации.
Экономический
прогресс
Технический
прогресс
Культурный
прогресс
По отношению к
политике и религии термин «прогресс» неприменим.
Слайд 6Социальный прогресс
прогресс
реформа
революция
социальные
экономические
политические
кратковременные
долговременные
Слайд 7Реформа
Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, проводимое одновременно,
ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Прогрессивные реформы
Регрессивные
реформы
Слайд 8Революция
Революция– полное или комплексное изменение всех или большинства сторон жизни,
затрагивающее основы существующего социального строя.
Кратковременная революция
Долговременная революция
Французская революция 1789 –
1794гг
Неолитическая революция 3000 лет
Слайд 9Практическая часть
1. О каком понятии идет речь:
Глобальный, всемирно-исторический процесс движения
человеческого общества от дикости к цивилизации на всём протяжении исторического
времени называется ___________________________.
Слайд 10Практическая часть
2. Какое общественное явление иллюстрирует эта логическая цепочка:
Воздушный шар
(1783 г.) — Воздушный корабль (1852 г.) Þ Дирижабль (1898
г.) — Полет на первом самолёте (1903 г.) — Вертолёт (1939 г.) — Выход в космос (1961 г.)
Слайд 11Практическая часть
3. О каком законе истории идет речь:
Самым продолжительным временем
был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет, земледельческая цивилизация
длилась 5 000 лет, индустриальная эпоха – лишь пятое столетие.
Слайд 12Практическая часть
4. О каком законе истории идет речь:
В то время
когда в Европе и США зарождается развитое индустриальное общество, где
главной ценностью стало осознание человека как личности, признание его права определять свободной волей направление своего жизненного пути, на азиатском и африканском континентах жили народы традиционных цивилизаций, считавшие, что жизнь человека только тогда имеет смысл, если она полностью повторяет жизнь предков.
Слайд 13Практическая часть
5. О каких двух путях прогресса идет речь:
А. Изменения
в какой-то области общества, ведущие к улучшению, но не меняющие
положения коренным образом. Например, компьютеризация школ.
Б. Кардинальные изменения в той или иной области общества. Например, введение всеобщего платного образования в государственных и муниципальных школах.
Слайд 14Практическая часть
6. О каком типе реформ (экономической, политической или социальной)
идет речь в следующих примерах:
А. Политическая. Б. Социальная. В. Экономическая.
1)
С 90-х гг. XX в. в нашей стране введено медицинское страхование за оказание медицинских услуг.
2) В 2002 году началось проведение пенсионной реформы, согласно которой граждане сами будут зарабатывать накопительную часть пенсии.
3) С 1 января 1999 г. вступил в действие новый налоговый кодекс.
4) Президент предложил новый порядок выборов губернаторов.
Слайд 15Практическая часть
7. Истории человечества известны многочисленные войны. В следующих примерах
определите, где войны играли прогрессивную роль, а где – регрессивную:
1)
Прогрессивная роль. 2) Регрессивная роль.
А. В 1883 г. Х. С. Мэксим изобрёл станковый пулемёт. В 1916 г. изобретатель В. Федоров создал новое оружие, которое теперь называют автоматом. Появляются подводные лодки, танки, огнеметы.
Слайд 16Практическая часть
7. Истории человечества известны многочисленные войны. В следующих примерах
определите, где войны играли прогрессивную роль, а где – регрессивную:
1)
Прогрессивная роль. 2) Регрессивная роль.
Б. 22 апреля 1915 г. здесь родилась «химическая война». Дождавшись благоприятного ветра, дувшего в сторону позиций англо-французов, немцы открыли на рассвете интенсивный артиллерийский огонь по селениям, расположенным в ближайшем тылу противника. Было отравлено 15 тысяч человек.
Слайд 17Практическая часть
7. Истории человечества известны многочисленные войны. В следующих примерах
определите, где войны играли прогрессивную роль, а где – регрессивную:
1)
Прогрессивная роль. 2) Регрессивная роль.
В. В ходе начавшейся газовой войны простейшие марлевые повязки были заменены противогазами.
Слайд 18Практическая часть
7. Истории человечества известны многочисленные войны. В следующих примерах
определите, где войны играли прогрессивную роль, а где – регрессивную:
1)
Прогрессивная роль. 2) Регрессивная роль.
Г. В Первую мировую войну Германия развернула пиратскую войну против Англии, в ходе которой немецкие подводные лодки стали топить торговые суда. 7 мая 1915 г. такая участь постигла лайнер «Лузитания», имевший на борту около 2 тыс. пассажиров. Только 784 человека удалось спасти. 1195 человек погибли, среди них 286 женщин и 94 ребенка.
Слайд 19Домашнее задание
Прочитать § 4.
Выучить понятия: социальный прогресс, регресс, реформа,
революция.
В Рабочей тетради:
На «4»: с. 14 №1, с. 15
№3-4
На «5»: с. 14 №2, с. 16 №5, с. 17 №6