Слайд 1Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное казенное общеобразовательное
учреждение Ростовской области «Ростовская санаторная школа-интернат №28»
Государственная итоговая аттестация
по
обществознанию в 2020 году
Выполнила:
учитель истории и обществознания
Омельченко Людмила Анатольевна
г. Ростов - на- Дону
Слайд 2Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ) ОГЭ
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЗ
и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 No 189/1513.
http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Слайд 3Документы, определяющие содержание КИМ ОГЭ
Содержание КИМ определяется на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от
17.12.2010 No 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 No 1/15)).
В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 No 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo- obshchego-obrazovanija.pdf. 1.2.5.6. Обществознание. )
Слайд 4Примерная основная образовательная программа (далее ПООП) по обществознанию определяет содержательные
линии «Человек. Деятельность человека», «Общество», «Социальные нормы», «Сфера духовной культуры»,
«Социальная сфера», «Политическая сфера жизни общества», «Гражданин и государство», «Основы российского законодательства», «Экономика».
Для удобства участников экзамена задания (возможность сконцентрироваться на определённом содержательном контексте) сгруппированы в несколько содержательных блоков (таблица 1).
Слайд 5Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам
деятельности
Каждое задание проверяет определенное умение.
Задание №1-умение знать/понимать: социальные свойства человека,
его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Задания 3, 5, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).
Задания 2, 4, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Слайд 6Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты,
явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и
основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задание 12 – умение осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) И умение оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия.
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить её с собственными знаниями (задание 24)
Слайд 7Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
1.
Экзаменационная работа 2020 г. основана на деятельностном подходе. Объектом проверки
в рамках ГИА становится сформированность разнообразных умений.
2. КИМ ОГЭ 2020 г., построенный в деятельностной парадигме не делится на 2 части в зависимости от типа заданий.
3. Количество заданий репродуктивного типа с выбором одного ответа сокращены с 20 до 14.
4. Добавлены задания с кратким ответом двух типов (задание на выбор и запись нескольких ответов и задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы). Исключено из работы задание на различение фактов и мнений в социальной информации.
Слайд 85. Добавлены задания с развернутым ответом трех типов:
-задание с развёрнутым
ответом, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного
обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-задание-задача;
- задание на анализ статистической информации.
6. Общее количество заданий КИМ сократилось с 31 до 24.
Соответственно, общий балл уменьшается с 39 до 35.
Слайд 9Новые виды заданий КИМ ОГЭ 2020 — № 1,6,12,20,21-24.
Задание №
Структура
задания: дан перечень из пяти понятий, среди которых следует установить
те, которые относятся к одной из четырёх сфер общественной жизни.
Полное правильное выполнение задания оценивается 2 баллами. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) термины: власть, демократия; 2) смысл термина, например: власть – возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей/ демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
Выпускник должен в свободном стиле изложить суть понятия, используя умение выявить признаки, структуру, а не заучивание термина.
Слайд 10Задание №
Ответы записываются в бланк №2!
Слайд 12Для получения максимального балла, выполняя задание № 12,
(4 балла) девятиклассник должен сформулировать по одному выводу и высказать
предположения. Правильный ответ содержит выводы и высказаны предположения:
а) о сходстве, например: граждане всех возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя);
б) о различии, например: граждане старше 60 лет в меньшей мере, чем граждане других возрастных групп, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т.п.; эти вопросы волнуют пенсионеров несколько меньше, чем граждан более молодого возраста).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения
Слайд 13Задание №
Структура задания: заполнить пропуск в таблице.
Правильный ответ: Правительство РФ.