Слайд 1Способы формулирования проблемы
Занятие №2
МОУ СОШ №7 Сысертского района
Свердловской
области
Суворова Г.К.
Слайд 2Проблему можно:
сформулировать самостоятельно ( своими словами);
процитировать;
Указать номера предложений из текста
Слайд 31 способ (сформулировать самостоятельно)
В том случае, если можно сформулировать кратко
– одним словом или словосочетанием – подойдёт конструкция «проблема +
существительное ( словосочетание) в родительном падеже», например:
Автор поднимает проблему совести.
Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
Слайд 41 способ (сформулировать самостоятельно)
Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью
вопросительных предложений
Может ли отдельная личность влиять на ход истории. Такова
проблема, которая привлекла внимание автора.
Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?
Слайд 52 способ (цитирование)
В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы.
В таких случаях можно использовать цитату:
«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»-
таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачёв.
Слайд 6Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Слайд 7Проблема (какая?)
Сложная
Важная
Серьёзная
Глубокая
Актуальная
Злободневная
Острая
Нерешённая и т.д.
Слайд 8Проблема (чего?)
Воспитания
Образования
Патриотизма
Героизма
Благородства
Интеллигентности
Смысла жизни
Сохранения родного языка
Влияния красоты природы на человека
Формирования личности
Отцов
и детей и т.д.
Слайд 9Типовые конструкции
Автор размышляет над проблемой…
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания
автора проблема…
В тексте ( имя и фамилия автора в род.
п.) поднимается проблема…
Предложенный для анализа текст ( имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме…
Текст ( имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над проблемой…
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
Как (зачем, почему, и т. д.) Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Слайд 10Сформулируйте проблему текста наиболее подходящим способом
Слайд 11Текст № 23
(1) Широко распространённое явление сейчас
— телефильмы по литературным произведениям. (2) Сегодня такие телефильмы, в
сущности, подменяют чтение. (3) Посмотрит человек такой фильм, скажем, по романам Толстого или рассказам Чехова, и читать само произведение как бы уже нет надобности: зачем читать, когда всё уже вроде ясно. (4) Преимущество книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться в кресле. (5) Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмыслить прочитанное. (6) Нельзя не отметить и такого немаловажного момента, что, читая книгу, погружаешься в стихию языка, не только русского языка вообще, но и языка того или иного писателя в частности. (7) Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге — в другом. (8) Дело в том, что при чтении произведения у читающего невольно включается воображение. (9) Действие романа, рассказа или повести перед его мысленным взором разворачивается в картинах. (10) Он видит обстановку, представляет себе лица персонажей, видит их живыми, как бы в кино. (11) Преимущество книги и в том, что читатель сам себе режиссёр, он создаёт свой «фильм». (12) При этом кинорежиссёр не навязывает ему своих концепций, а актёры — внешнего облика персонажей, характера их действий. (13) Следовательно, чтение книги — процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором, когда человек, к сожалению, более потребитель, чем творец.
(По В. Солоухину)
Слайд 12Текст № 31
.
(1) Есть люди, о
которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека
можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.
(6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются.
(10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас.
(По С. Михалкову)
Слайд 13Текст № 1
(1) Больно становится, когда приходится
слышать: язык — это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2)
Вот, мол, математика, физика, химия — предметы весьма важные, первостепенные, а язык — это что-то общеизвестное, за преподавание его может взяться каждый...
(3) Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4) Преподавание языка — очень трудное, сложное и ответственное дело. (5) И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6) Потому что процесс овладения языком — это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7) Это прежде всего воспитание. (8) Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека. (9) В слове выражаются тончайшие движения мысли и чувств, в нём запечатлены обычаи, традиции народа, все его духовные ценности, созданные в течение многих столетий.
(10) Преподавание языка — это нежнейшее, деликатнейшее прикосновение к сердцу ребёнка, это мастерство творить человеческую душу, потому что в слове сливаются мысль, чувство и отношение человека ко всему, что его окружает. (11) Преподавание языка — это и познание общества, потому что в слове запечатлены целые эпохи жизни и борьба народа, его мужество и слава.
(По В. Сухомлинскому)
Слайд 14Модели ответов
Текст №23 Основная проблема — телефильмы по литературным произведениям
— это благо или зло?
Текст№31 Основная проблема — проблема
«мелких предательств», проблема самовоспитания.
Текст №1. Основная проблема — важность преподавания русского языка в школе.
Слайд 15ЗАПОМНИТЕ
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос ( о чём?) о смысле жизни.
Слайд 16Использованная литература
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ.
Курс интенсивной подготовки.» учебно- методическое пособие, Легион, 2011
Интернет- ресурсы
http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.26&page=2&PHPSESSID=8a9c34bee18fe148ff851d2513cd5e9e
http://ami-map.ru/
http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.49
Загоровская О.
В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А