Слайд 1ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г.п.п. Чистые Боры
Педагогическое исследование
«Способы развития коммуникативных
навыков учащихся во внеурочной
деятельности».
Слайд 2ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Актуальность исследования
Современная школа находится на этапе модернизации содержания образования, адекватного потребностям
общества.
Каков сегодня социальный заказ?
Запрос на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
Самостоятельность в принятии решения и ответственность за принятое решение
Готовность действовать в нестандартных ситуациях
Толерантность
Способность успешно взаимодействовать с окружающими в различных сферах общения
Слайд 3ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Теоретическая основа исследования.
Курсы на
базе АПК и ППРО в Москве «Содержание и технология работы
по комплекту учебников гуманитарного цикла образовательной системы «Школа 2100» в основной школе».
Встреча с авторским коллективом создателей учебников по русскому языку и литературе ОС «Школа 2100»,с Т.А.Ладыженской, автором учебника «Риторика»
Значимость и важность риторики как предмета в рамках ОС «Школа 2100»
Разработка проблемы общеучебных умений авторским коллективом ОС «Школа 2100»
Слайд 4ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Цель ОС «Школа 2100»
- формирование функционально грамотной личности.
Постановка проблемы:
С одной стороны,
функционально грамотная личность предполагает обязательное наличие коммуникативной компетентности, но с другой стороны, по моим наблюдениям, учащиеся не умеют толерантно строить свои отношения с другими людьми.
Проблема: недостаточно сформированы коммуникативные навыки
Слайд 5ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Цель исследования:
конкретизировать способы эффективного развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной
деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень сформированности коммуникативных навыков учащихся;
2. Разработать и апробировать различные способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности;
3. Описать полученный опыт.
Объект исследования:
область формирования коммуникативных навыков учащихся.
Выбор предмета исследования:
Учащиеся 5«А», 8 «А» и 10 классов, их коммуникативные навыки.
Слайд 6ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Программа исследования
1 этап:
Составление вопросов
для анкет
Анкетирование
Изучение анкет
Описание результатов анкет
2 этап:
Апробирование различных способов коммуникативных навыков
3
этап:
Обобщение опыта работы учителя по способам развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности (элективные курсы и проектная деятельность)
Слайд 7ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Анкетирование учащихся
5 класс
Что такое
общение?
Для чего нужно общение?
Оцени свой уровень общения.
8 класс
Что нужно сделать,
чтобы развить умение общаться ?
Затрудняют ли тебя публичные выступления с докладами?
10 класс
Возросла ли потребность людей в общении в наше время?
Умеешь ли ты общаться в жизненно важных коммуникативных ситуациях?
Готов ли ты к успешному взаимодействию в другом коллективе?
Умеешь ли ты оформлять документы официально-делового стиля?
Слайд 8ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Результаты анкетирования
5 класс
1. Слишком
упрощенное понимание понятия «общение» и для чего оно нужно
2. 12
учащихся (57%) считают свой уровень общения средним.
9 – хорошим.
8 класс
84% учащихся испытывают затруднения при выступлении (причины: волнение, стеснительность, боязнь сделать что-то не так)
10 класс
17 человек считают, что потребность людей в общении в наше время возросла.
15 – готовы к успешному взаимодействию в другом коллективе.
13 – умеют оформлять документы официально-делового стиля
8 – умеют общаться в жизненно важных коммуникативных ситуациях.
Итог: необходима специальная система развития коммуникативных навыков учащихся, в том числе и во внеурочной деятельности.
Слайд 9ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Способы развития
коммуникативных навыков
учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Слайд 10ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Слайд 11ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Элективный курс
«Создание путевого
очерка»
2007 – 2008 – 9 класс
2008 – 2009 – 8
класс
Цель курса:
Самостоятельное создание творческих работ через знакомство с особенностями написания путевого очерка.
Задачи курса:
1. Формирование практического навыка в написании творческих работ
2. Формирование коммуникативных умений
3. Воспитание любви к родному краю через знакомство с его историей, воспитание любви и интереса к русскому языку.
Слайд 12ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Основные направления деятельности
Освоение теоретического
материала по написанию путевого очерка
Экскурсионная деятельность (экскурсии по родному краю:
село Домнино, село Воскресенье, Иаково-Железноборовский монастырь, Макариево-Писемский монастырь, Ипатьевский монастырь).
«Заочные экскурсии» (рассказы очевидцев о жизни в других странах)
Написание творческих работ. Сотрудничество с СМИ («Буйская правда», «Буй сегодня», школьная газета «Позитиff»).
Презентация работы элективного курса.
Слайд 13ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Итоги работы курса
подвели сами учащиеся.
Научились самостоятельно писать путевой очерк
Расширили свои знания
об истории родного края
Получили положительный эмоциональный заряд
Научились лучше взаимодействовать с окружающими.
Слайд 14ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Элективный курс «Риторика»
Основная идея
курса 5 класса - учиться вежливой речи, уважительному, доброму отношению
друг к другу.
Идея курса 6 класса – будь своему слову господин.
Идея курса 7 класса – нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н.Толстой).
Идея курса 8 класса – ответственное отношение к каждому слову.
Занятия по риторике – богатый материал для формирования и совершенствования коммуникативных навыков учащихся.
Слайд 15ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Проект «Русская изба»
Задачи проекта:
Сбор, обобщение и
систематизация краеведческого материала по истории родного края;
Развитие коммуникативных навыков учащихся;
Воспитание любви к родному краю через знакомство с его историей.
Слайд 16ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Проект «Русская изба»
Совместная творческая
деятельность учащихся школы и учителей.
Впереди у учащихся 8 «А» класса
интересная работа:
- поездка в музей в г. Буй
- посещение библиотек г.п.п. Чистые Боры и г. Буя с целью накопления материала по темам «Устройство русской избы», «История жилища на территории Буйского района»
- разработка и проведение экскурсий для учащихся.
Слайд 17ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Проектная деятельность позволяет:
Формировать коммуникативные
навыки;
Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
Развивать умения оценивать
свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
Формировать функциональную грамотность школьников, применяя полученные в ходе обучения умения и навыки для решения конкретных задач.
Слайд 18ноябрь, 2008
Л.К.Соколова, МОУ СОШ №1 г.п.п. Ч.Боры
Выводы
Учащиеся любого возраста
испытывают потребность в эффективном коммуникативном взаимодействии.
Учитель – словесник играет большую
роль в формировании коммуникативных навыков учащихся.
Широкая внеурочная деятельность – важное условие формирования коммуникативной культуры.
Способы формирования коммуникативной культуры во внеурочной деятельности:
Основная школа
- элективные курсы
- проектная деятельность
Старшая школа
- индивидуальная исследовательская деятельность
Только системная целенаправленная работа формирует самостоятельную личность, способную к принятию решений и отвечающую за них, способную к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную миру.