Слайд 1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное образование как социокультурный институт
Слайд 2План
1. Профессиональное образование как социокультурный институт
2. Функции профессионального образования
3. Профессиональное
образование как система
4. Профессиональное образование как достояние личности
Слайд 3Литература
Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина – М.,
2006.
Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной
педагогики. – М., 2005.
Горомкова М.Т. Психология и педагоги ка профессиональной деятельности. – М., 2003.
Слайд 4Модернизация системы профессионального образования
Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения
его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры,
сферы услуг, армии, государственной службы и т.п. В связи с этим необходимо создание системы прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различной квалификации. Обеспечение этих потребностей связано с доступностью профессионального массового образования, направленного на формирование не только профессиональных знаний и умений, но и мировоззрения будущих специалистов.
Слайд 5Профессиональное образование как социокультурный институт
Как социокультурный институт профессиональное образование представляет
собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового
потенциала всех сфер общественного материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида. Синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личных качеств педагога.
Слайд 6Признаки социального института профессионального образования
идеология, т. е. определенное осмысление сущности,
значения и роли института профессионального образования в системе других социальных
структур;
совокупность норм и предписаний ;
формальные и неформальные организации;
Слайд 7Признаки социального института профессионального образования
Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных
институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и
др.), осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов, а не вне их.
Слайд 8Базовые функции профессионального образования
Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального
образования выполняет ряд базовых функций (функция - обязанность, назначение) по
отношению к человеку и обществу
Слайд 9Функции профессионального образования
Реляционная
Регулятивная
Аксиологическая
Образовательная
Воспитательная
Развивающая
Мировоззренческая
Инновационная
Экономическая
Политическая
Слайд 10Специфические функции
адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам
в обществе;
социальная реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением;
поддержка выпускников
в момент их вступления на рынок труда и т.п.
Слайд 11Педагогика профессионального образования
Педагогика профессионального образования – область теоретического и практико-ориентированного
научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека.
Слайд 12Категории профессиональной педагогики
Рабочий, работник, специалист
Профессия
Специальность
Профессиональная квалификация, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство
Профессиональное
обучение
Профессиональное воспитание
Слайд 13Категории профессиональной педагогики
Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий
определенной подготовки и используемый как источник существования.
Специальность – конкретизированный вид
трудовой деятельности в рамках данной профессии.
Слайд 14Категории профессиональной педагогики
Работник – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд
и живущий за счет оплаты этого труда.
Рабочий – работник, выполняющий
труд, требующий начального профессионального образования.
Специалист – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. Осуществляющий управленческий и производительный труд.
Слайд 15Категории профессиональной педагогики
Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего работника достигается
посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения.
Профессиональное самообразование, самовоспитание.
Профессиональное самообучение.
Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста.
Слайд 16Категории профессиональной педагогики
В процессе профессионального становления происходит изменение профессиональной квалификации,
под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности.
Рост
профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях.
Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство.
Слайд 17Категории профессиональной педагогики
Профессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс
формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение
их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально-профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности.
Слайд 18Профессиональное образование как педагогическая система
Структура профессионального образования
Подходы к характеристике профессионального
образования как педагогической системы:
Подсистемы-уровни;
Классификация Л.Г. Семушкиной (класс профессиональных задач; соотношение
теоретической и практической подготовки; соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки; тип организации учебного процесса).
Слайд 19Класс профессиональных задач
Для начального профессионального образования – ориентация на деятельность
по простому алгоритму.
Для специалистов среднего звена – деятельность по заданному
сложному алгоритму без конструирования решения, требующего оперирования значительными массивами ранее усвоенной и оперативной информации.
Назначение высшего образования – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные задачи, но и выдвигать проблемы и находить их принципиально новые решения.
Класс профессиональных задач специалистов высшей квалификации (послевузовское и дополнительное профессиональное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, готовность к инновационной деятельности.
Слайд 20Соотношение теоретической и практической подготовки
Первый подход
В начальном профессиональном образовании практическая
подготовка занимает около 50% времени
В среднем профессиональном образовании объемы
практической и теоретической подготовки равны
В высшем профессиональном образовании объем теоретической подготовки составляет 80%;
В послевузовском теоретико-методологическая подготовка занимает 95 %.
Слайд 21Соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки
В начальном профессиональном образовании –
отдельные естественно-научные, научно-технические и др. знания общенаучного характера
В среднем профессиональном
образовании – усвоение лишь некоторых общенаучных знаний (10-15% учебного времени)
Общенаучные дисциплины в высшем и послевузовском образовании составляют 50% от общего объема времени.
Слайд 22Тип организации учебного процесса
Соотношение аудиторной и самостоятельной работы
Соотношение обязательных и
элективных курсов, научно-исследовательской работы
Предпочитаемые формы организации учебного процесса
Слайд 23Структура профессиональ ного образования
Второй подход
Профессионально-трудовая социализация – совокупность процессов, регулируемых
и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и
ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала.
Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала.
Слайд 24Структура профессиональ ного образования
Три модели профессионала: нормативная, экспективная, эмпирическая
Слайд 25Профессиональная подготовка
Цель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного
человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду.
Слайд 26Система профессиональной подготовки
Целевой компонент формируется на основе оценки потребностей
Результирующий
компонент –
Профессии, виды работ и уровни квалификации, по которым
осуществляется профессиональная подготовка;
Количество человек, подлежащих подготовке по определенным направлениям и специальностям;
Модель (профиль, спецификация).
Слайд 27Система профессиональной подготовки
Пошаговая модель перехода от модели специалиста к модели
его подготовки, описание типовых задач.
Иерархия задач:
1-ый уровень – задачи, кот.
Под силу всем специалистам;
2-ой уровень – задачи, связанны с развитием рыночных отношений
3-ий уровень – собственно профессиональные задачи
Слайд 28Система профессиональной подготовки
Прогностическая модель деятельности специалиста и подготовки специалиста как
образовательная программа
Междисциплинарный характер модели подготовки специалиста.
Слайд 29Система профессиональной подготовки
Целостность – совокупное представление знаний о современной научной
картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой цивилизации.
Гармоничность – способность
знаний гармонизировать отношения человека с природой, обществом, самим собой.
Системность и систематичность – логическая упорядоченность
Слайд 30Система профессиональной подготовки
Непрерывность знаний – это непрекращающееся образование и самообразование;
Обобщенность
знаний – способность специалиста воспринимать конкретное знание как часть обобщенного
знания;
Оперативность – готовность будущего специалиста применять знания в различных ситуациях.
Гибкость – способность будущего специалиста самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменившейся ситуации.
Слайд 31Профессиональное становление личности
Профессиональное становление будущего профессионала
Условия профессионального развития личности:
Создание в
учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды;
Развитие профессионально важных качеств личности;
Актуализация
личностного саморазвития;
Вовлеченность в учебный процесс;
Интеллектуализация содержания профессионального образования;
Гуманитаризация содержания профессионального образования;
Фундаментализация содержания образования
Слайд 32Профессиональное образование как достояние личности
Этапы развития профессионализма:
Функциональная грамотность;
Профессиональная квалификация;
Профессиональная компетентность;
Профессиональное
мастерство.