Разделы презентаций


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

План1. Профессиональное образование как социокультурный институт2. Функции профессионального образования3. Профессиональное образование как система4. Профессиональное образование как достояние личности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное образование как социокультурный институт

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯПрофессиональное образование как социокультурный институт

Слайд 2План
1. Профессиональное образование как социокультурный институт
2. Функции профессионального образования
3. Профессиональное

образование как система
4. Профессиональное образование как достояние личности

План1. Профессиональное образование как социокультурный институт2. Функции профессионального образования3. Профессиональное образование как система4. Профессиональное образование как достояние

Слайд 3Литература
Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина – М.,

2006.
Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной

педагогики. – М., 2005.
Горомкова М.Т. Психология и педагоги ка профессиональной деятельности. – М., 2003.
ЛитератураПедагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина – М., 2006.Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы

Слайд 4Модернизация системы профессионального образования
Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения

его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры,

сферы услуг, армии, государственной службы и т.п. В связи с этим необходимо создание системы прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различной квалификации. Обеспечение этих потребностей связано с доступностью профессионального массо­вого образования, направленного на формирование не только профессиональных знаний и умений, но и мировоззрения будущих специалистов.
Модернизация системы профессионального образованияМодернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих

Слайд 5Профессиональное образование как социокультурный институт
Как социокультурный институт профессиональное образование представляет

собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового

потенциала всех сфер общественного материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида. Синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личных качеств педагога.


Профессиональное образование как социокультурный институтКак социокультурный институт профессиональное образование представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство

Слайд 6Признаки социального института профессионального образования
идеология, т. е. определенное осмысление сущности,

значения и роли института профессиональ­ного образования в системе других социальных

структур;
совокупность норм и предписаний ;
формальные и неформальные организации;
Признаки социального института профессионального образованияидеология, т. е. определенное осмысление сущности, значения и роли института профессиональ­ного образования в

Слайд 7Признаки социального института профессионального образования
Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных

институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и

др.), осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов, а не вне их.
Признаки социального института профессионального образованияПрофессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства

Слайд 8Базовые функции профессионального образования
Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального

образования выполняет ряд базовых функций (функция - обязанность, назначение) по

отношению к человеку и обществу
Базовые функции профессионального образованияВместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций (функция -

Слайд 9Функции профессионального образования
Реляционная
Регулятивная
Аксиологическая
Образовательная
Воспитательная
Развивающая
Мировоззренческая
Инновационная
Экономическая
Политическая

Функции профессионального образованияРеляционная РегулятивнаяАксиологическаяОбразовательнаяВоспитательнаяРазвивающаяМировоззренческаяИнновационнаяЭкономическаяПолитическая

Слайд 10Специфические функции
адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам

в обществе;
социальная реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением;
поддержка выпускников

в момент их вступления на рынок труда и т.п.
Специфические функции адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе;социальная реабилитация учащихся с неадекватным и

Слайд 11Педагогика профессионального образования
Педагогика профессионального образования – область теоретического и практико-ориентированного

научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека.

Педагогика профессионального образованияПедагогика профессионального образования – область теоретического и практико-ориентированного научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной

Слайд 12Категории профессиональной педагогики

Рабочий, работник, специалист
Профессия
Специальность
Профессиональная квалификация, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство
Профессиональное

обучение
Профессиональное воспитание


Категории профессиональной педагогикиРабочий, работник, специалистПрофессияСпециальностьПрофессиональная квалификация, профессиональная компетентность, профессиональное мастерствоПрофессиональное обучениеПрофессиональное воспитание

Слайд 13Категории профессиональной педагогики
Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий

определенной подготовки и используемый как источник существования.
Специальность – конкретизированный вид

трудовой деятельности в рамках данной профессии.
Категории профессиональной педагогикиПрофессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.Специальность

Слайд 14Категории профессиональной педагогики
Работник – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд

и живущий за счет оплаты этого труда.
Рабочий – работник, выполняющий

труд, требующий начального профессионального образования.
Специалист – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. Осуществляющий управленческий и производительный труд.

Категории профессиональной педагогикиРаботник – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты этого труда.Рабочий

Слайд 15Категории профессиональной педагогики
Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего работника достигается

посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения.
Профессиональное самообразование, самовоспитание.

Профессиональное самообучение.
Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста.
Категории профессиональной педагогикиФормирование готовности к профессиональной деятельности будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального

Слайд 16Категории профессиональной педагогики
В процессе профессионального становления происходит изменение профессиональной квалификации,

под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности.
Рост

профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях.
Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство.
Категории профессиональной педагогикиВ процессе профессионального становления происходит изменение профессиональной квалификации, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника

Слайд 17Категории профессиональной педагогики
Профессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс

формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение

их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально-профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности.
Категории профессиональной педагогикиПрофессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой

Слайд 18Профессиональное образование как педагогическая система
Структура профессионального образования
Подходы к характеристике профессионального

образования как педагогической системы:
Подсистемы-уровни;
Классификация Л.Г. Семушкиной (класс профессиональных задач; соотношение

теоретической и практической подготовки; соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки; тип организации учебного процесса).
Профессиональное образование как педагогическая системаСтруктура профессионального образованияПодходы к характеристике профессионального образования как педагогической системы:Подсистемы-уровни;Классификация Л.Г. Семушкиной (класс

Слайд 19Класс профессиональных задач
Для начального профессионального образования – ориентация на деятельность

по простому алгоритму.
Для специалистов среднего звена – деятельность по заданному

сложному алгоритму без конструирования решения, требующего оперирования значительными массивами ранее усвоенной и оперативной информации.
Назначение высшего образования – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные задачи, но и выдвигать проблемы и находить их принципиально новые решения.
Класс профессиональных задач специалистов высшей квалификации (послевузовское и дополнительное профессиональное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, готовность к инновационной деятельности.
Класс профессиональных задачДля начального профессионального образования – ориентация на деятельность по простому алгоритму.Для специалистов среднего звена –

Слайд 20Соотношение теоретической и практической подготовки
Первый подход
В начальном профессиональном образовании практическая

подготовка занимает около 50% времени
В среднем профессиональном образовании объемы

практической и теоретической подготовки равны
В высшем профессиональном образовании объем теоретической подготовки составляет 80%;
В послевузовском теоретико-методологическая подготовка занимает 95 %.
Соотношение теоретической и практической подготовкиПервый подходВ начальном профессиональном образовании практическая подготовка занимает около 50% времени В среднем

Слайд 21Соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки
В начальном профессиональном образовании –

отдельные естественно-научные, научно-технические и др. знания общенаучного характера
В среднем профессиональном

образовании – усвоение лишь некоторых общенаучных знаний (10-15% учебного времени)
Общенаучные дисциплины в высшем и послевузовском образовании составляют 50% от общего объема времени.
Соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкиВ начальном профессиональном образовании – отдельные естественно-научные, научно-технические и др. знания общенаучного

Слайд 22Тип организации учебного процесса
Соотношение аудиторной и самостоятельной работы
Соотношение обязательных и

элективных курсов, научно-исследовательской работы
Предпочитаемые формы организации учебного процесса

Тип организации учебного процессаСоотношение аудиторной и самостоятельной работыСоотношение обязательных и элективных курсов, научно-исследовательской работыПредпочитаемые формы организации учебного

Слайд 23Структура профессиональ ного образования
Второй подход
Профессионально-трудовая социализация – совокупность процессов, регулируемых

и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и

ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала.
Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала.
Структура профессиональ ного образованияВторой подходПрофессионально-трудовая социализация – совокупность процессов, регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему

Слайд 24Структура профессиональ ного образования
Три модели профессионала: нормативная, экспективная, эмпирическая

Структура профессиональ ного образованияТри модели профессионала: нормативная, экспективная, эмпирическая

Слайд 25Профессиональная подготовка
Цель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного

человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду.


Профессиональная подготовкаЦель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в

Слайд 26Система профессиональной подготовки
Целевой компонент формируется на основе оценки потребностей
Результирующий

компонент –
Профессии, виды работ и уровни квалификации, по которым

осуществляется профессиональная подготовка;
Количество человек, подлежащих подготовке по определенным направлениям и специальностям;
Модель (профиль, спецификация).
Система профессиональной подготовкиЦелевой компонент формируется на основе оценки потребностей Результирующий компонент – Профессии, виды работ и уровни

Слайд 27Система профессиональной подготовки

Пошаговая модель перехода от модели специалиста к модели

его подготовки, описание типовых задач.
Иерархия задач:
1-ый уровень – задачи, кот.

Под силу всем специалистам;
2-ой уровень – задачи, связанны с развитием рыночных отношений
3-ий уровень – собственно профессиональные задачи
Система профессиональной подготовкиПошаговая модель перехода от модели специалиста к модели его подготовки, описание типовых задач.Иерархия задач:1-ый уровень

Слайд 28Система профессиональной подготовки
Прогностическая модель деятельности специалиста и подготовки специалиста как

образовательная программа
Междисциплинарный характер модели подготовки специалиста.

Система профессиональной подготовкиПрогностическая модель деятельности специалиста и подготовки специалиста как образовательная программаМеждисциплинарный характер модели подготовки специалиста.

Слайд 29Система профессиональной подготовки
Целостность – совокупное представление знаний о современной научной

картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой цивилизации.
Гармоничность – способность

знаний гармонизировать отношения человека с природой, обществом, самим собой.
Системность и систематичность – логическая упорядоченность
Система профессиональной подготовкиЦелостность – совокупное представление знаний о современной научной картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой

Слайд 30Система профессиональной подготовки
Непрерывность знаний – это непрекращающееся образование и самообразование;
Обобщенность

знаний – способность специалиста воспринимать конкретное знание как часть обобщенного

знания;
Оперативность – готовность будущего специалиста применять знания в различных ситуациях.
Гибкость – способность будущего специалиста самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменившейся ситуации.
Система профессиональной подготовкиНепрерывность знаний – это непрекращающееся образование и самообразование;Обобщенность знаний – способность специалиста воспринимать конкретное знание

Слайд 31Профессиональное становление личности
Профессиональное становление будущего профессионала
Условия профессионального развития личности:
Создание в

учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды;
Развитие профессионально важных качеств личности;
Актуализация

личностного саморазвития;
Вовлеченность в учебный процесс;
Интеллектуализация содержания профессионального образования;
Гуманитаризация содержания профессионального образования;
Фундаментализация содержания образования
Профессиональное становление личностиПрофессиональное становление будущего профессионалаУсловия профессионального развития личности:Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды;Развитие профессионально

Слайд 32Профессиональное образование как достояние личности
Этапы развития профессионализма:
Функциональная грамотность;
Профессиональная квалификация;
Профессиональная компетентность;
Профессиональное

мастерство.

Профессиональное образование как достояние личностиЭтапы развития профессионализма:Функциональная грамотность;Профессиональная квалификация;Профессиональная компетентность;Профессиональное мастерство.

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика