Слайд 1Социальное развитие современного общества
Повторительно-обобщающий урок в 11 а классе социально-экономического
профиля
Мироненко Е.Б. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №
33 Энгельсского МР Саратовской области
Слайд 2Эпиграф к уроку
« Познание и жизнь неотделимы»
( Л. Фейхтвангер)
Слайд 3Социальные группы
классовые
демо-
графические
этнические
профессио-
нальные
террито-
риальные
классы
сословия
страты
мужчины
женщины
возрастные
группы
нации
народности
племена
группы,
связанные
с рядом
занятий
жители
городов,
поселков,
деревень
Слайд 4Социальные общности. Социальные группы.
(КИМ ЕГЭ, задание 25)
Какой смысл
вкладывают обществоведы в понятие социальная группа?
Привлекая знания обществоведческого курса,
составьте два предложения, одно предложение, содержащие информацию о критериях классификаций социальных групп, и одно предложение, раскрывающее значения социальной группы для человека.
Слайд 5( КИМ ЕГЭ, задание 26)
Назовите любые
три причины объединения людей в группы
Слайд 6Этнические группы: род, племя, народность, нация
( Пример задания 26)
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте
каждую из них примером.
Слайд 7Социальная стратификация
Задание 11 Найдите в приведенном ниже списке понятия,
относящиеся к признакам стратификационного деления общества, выпишите цифры, под которыми
они указаны.
уровень доходов
место в системе общественного производства
3. отношение к средствам производства
4. основные черты образа жизни
5. роль в общественной организации труда
6. социальный престиж
Слайд 9( Задание 27) Проанализируйте ситуацию
После окончания института молодой человек Н.
устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил
курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Слайд 12
В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей?
Покажите ее на
конкретных примерах
Слайд 13Виды социальных статусов
( КИМ ЕГЭ, задание 27) При устройстве на
работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она
специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей.
Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
Слайд 14( КИМ ЕГЭ, задание 19) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое
положение которого пронумеровано.
(А) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее
выполнение его статусных прав и обязанностей.
(Б) Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.
(В) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.
(Г) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Слайд 16Что такое социальный контроль?
Что такое социальный контроль?
Зачем
необходимо регулировать общественные отношения?
Что такое санкции? Назовите виды
санкций.
Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?
Слайд 18
( КИМ ЕГЭ, задание 28)
Задание по группам:
Группа
1 – составьте сложный план развернутого ответа по теме «
Социальные нормы и социальные санкции»
Группа 2 - составьте сложный план развернутого ответа по теме « Отклоняющееся поведение и его виды»
Группа 3 - составьте сложный план развернутого ответа по теме « Социальный контроль»
Слайд 19Домашнее задание
написать эссе « Нация –это общество людей, которые через
единую судьбу обретают единый характер» ( О. Пауэр)
повторить тему «
Нации и межнациональные отношения»