Слайд 1Учителями славится Россия,
Учителя приносят Славу ей.
Публичная лекция
Саншокова С.С.
Слайд 2 Так было, так есть, так будет, ибо учитель – это
не только профессия, это образ жизни человека, призванного историей государства,
обществом осуществлять непрерывающуюся связь времен, разных поколений, смену одного общественного строя другим, причастного к великим событиям, к незабываемым годам прошлого нашей страны.
Он пробуждает в детях жажду к знаниям, учит думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. Требуется титанический труд и беспримерное мужество, чтобы заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя, строители культуры, нашего будущего.
Слайд 3Жизнь учителя – это подготовка к жертвенности и «крестный путь»
во имя торжества истины. Великий Константин Дмитриевич Ушинский говорил об
учителе: «являющемся… живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра… его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории…» (собр. соч. т.2, 1948г, с.32).
Учитель в России – подвижник, так сложилось исторически. Он героически принял на себя тяжелый труд и лишения ради достижения высокой цели – процветания России.
Слайд 4Но каждый из нас идет к этой цели своим путем,
не отказываясь от педагогических учений прошлого. Я как учитель придерживаюсь
принципа воспитывающего обучения, единства учения и воспитания. Ведь воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждение человека. Вопросы воспитания, методику воспитания нельзя ограничивать вопросами преподавания. Методика воспитания и методика образования составляют две стороны одного целого – педагогической науки. Всякая работа в классе есть всегда работы воспитательная. Присоединяясь к мнению Константина Дмитриевича Ушинского, скажу «Педагогика – в основании наука философская».
Слайд 5Воспитание – общественное явление: «создание истории». Предметом воспитания является человек,
и если я хочу воспитывать человека во всех отношениях, то
должна узнать его тоже во всех отношениях. Это означает изучение его физических и психических особенностей, влияние общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Мое мнение такого: организуя целенаправленное воспитание человека, мне необходимо использовать достижения наук о человеке – философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и т.д.
Слайд 6Учитель является связующим звеном в организации преемственности поколении. Воспитание полагает
новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с
другими общественными силами. Совершенствуясь, воспитание может раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Считаю, что каждый ученик должен быть готов к умственному и физическому труду. Чтобы добиться этого необходимо учитывать особенности умственного развития ребенка, исследовать психологическую природу обучения, анализировать механизмы внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления.
Слайд 7Природа ребенка такова, что угнетается однообразием, односторонностью. Поэтому так важен
ежедневный поиск новых приемов, совершенствования методики обучения и воспитания в
работе. Научный уровень знаний должен сочетаться с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. Тот, кто мало знает, малому может и учить. Эти слова Яна Амоса Каменского заставляют задуматься о личности учителя, которая должна постоянно совершенствоваться в своих знаниях и умениях.
Слайд 8Я уверена, учитель должен быть для ученика примером, наставником, т.е.
учить всех и всему и всесторонним образом. Надо четко представлять
себе, что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью обучения предмету ставлю задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.
Образцом нравственности должен быть сам учитель – честным, добрым, отзывчивым, настойчивым, благородным, полный чувства собственного достоинства, т.е. живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым, он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам с большой любовью. Ибо «Вера, надежда, любовь, их духовное триединство – не просто поэтический набор, это первая задача каждого воспитателя, а может быть и единственная забота».
Слайд 9Если ребенок хорошо чувствует себя в школе, вот это и
значит, что он учится жить, потому что только в теплой
атмосфере, в полной безопасности созревают те нравственные силы, которые необходимы человеку, чтобы он мог достойно пройти жизненный путь, не падая духом ни в беде, ни в страдании, умел управляться с самим собой, любил людей, стремился понять смысл жизни.
Обобщая мысль, подчеркну, учитель должен быть образцом для учеников во всем: в пище и одежде, в трудолюбии, в поведении, в речах.
Но для претворения своих идей в жизнь, каждому учителю нужны определенные условия. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться обществом. Учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно должно обеспечиваться государством. Ведь, выделяя деньги на учителя, оно вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.