Слайд 1Вербальные средства коммуникации.
Коммуникативные барьеры.
Слайд 2Общение – сложный процесс взаимодействия людей. Общение – понятие, описывающее
взаимодействие между людьми и характеризующее базовую потребность человека – быть
включенным в социум и культуру.
Общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение - человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям.
Под общением (в широком смысле) понимается любая форма контактов между людьми, подразумевающая коммуникацию между людьми.
Слайд 3
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим
в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты.
Слайд 4К вербальным средствам общения относится
человеческая речь.
Современный деловой человек
за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3
тысяч слов в час.
В зависимости от намерений собеседников возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.
Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств людей и является важнейшим средством человеческого общения.
Слайд 5
В процессе вербального общения мы:
формируем идею;
облекаем
идею в слова;
говорим или пишем слова;
партнер
получает сообщение;
партнер его воспринимает;
выделяет и интерпретирует информацию;
оценивает и удерживает смысловую часть;
партер реагирует и посылает сообщение
обратно.
В вербальном общении приходится не только излагать свою точку зрения письменно или устно, но и воспринимать мнения других людей.
Слайд 6Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими
людьми человек использует язык.
Виды речевой деятельности:
говорение - использование языка
для того, чтобы что-то сообщить;
слушание - восприятие содержания звучащей речи;
письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.
Слайд 7
Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера,
верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.
Умение
слушать – это:
· восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций;
· поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать общение;
· незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли собеседника «на шаг вперед».
Слайд 8Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по
общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств.
Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Деловое общение является особой формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении.
Деловая коммуникация - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Это – межличностное общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, коммерческой. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Слайд 9Три стороны деловой коммуникации
коммуникативная - аспект, связанный с обменом
информацией
интерактивная - аспект, связанный с обменом действиями (что делает
партнер в процессе общения, какие цели преследует)
перцептивная - аспект, связанный с восприятием и пониманием делового партнера
Слайд 10
Содержанием деловой коммуникации является то дело, которым заняты люди в
процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир.
Цель деловой
коммуникации – организация эффективного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.
Слайд 11Деловая коммуникация имеет специфические особенности:
регламентированность;
строгое соблюдение его участниками формально-ролевых
принципов взаимодействия;
повышенная ответственность участников за его результат;
строгое отношение к использованию
его участниками речевых средств;
наличие разных типов отношений между его участниками (субординационные и партнерские отношения).
Слайд 12Деловая коммуникация требует соблюдения условий:
обязательность контактов всех участников общения независимо
от их симпатий и антипатий;
взаимозависимость всех участников в достижении результата
и при реализации личных намерений;
формальные ограничения (конвенциональные, ситуативные, эмоциональные).
Слайд 13Виды (формы) устного делового общения:
Публичное выступление
Деловая беседа
Деловое совещание
Деловые переговоры
Дискуссия
Разговор по
телефону
Презентация
Письменная деловая речь – это все виды деловых писем (письмо-запрос,
письмо-предложение, письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-напоминание) и документов, фиксирующих социально-правовые отношения, регулирующие управленческие, организационные, финансовые и другие действия организаций или отдельных должностных лиц.
Слайд 14
Чтобы общение как процесс происходило без проблем, оно должно проходить
по следующим этапам:
- установление контакта;
- ориентирование в ситуации общения;
- обсуждение
поставленной задачи;
- поиск решения поставленной задачи;
- завершение контакта.
Слайд 15Важным условием достижения эффективности делового общения является соблюдение этических норм.
Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и
представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности.
Слайд 16В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры.
Коммуникативный барьер — это
психологическое препятствие, возникающее на пути передачи информации, затрудняющее процесс общения,
искажающее смысл передаваемой информации.
Слайд 171. БАРЬЕР ПРЕДВЗЯТОСТИ И БЕСПРИЧИННОЙ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ
Выражается в следующем: человек
внешне необоснованно начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку
в результате первого впечатления или по каким — либо другим причинам.
Слайд 182. БАРЬЕР ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
Выражается в следующем:
Кто –то сообщил вам отрицательную
информацию о вашем новом знакомом, и у вас складывается негативная
установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имея опыта личного взаимодействия с ним.
Таких негативных установок, привнесенных извне, следует избегать!
Слайд 193. БАРЬЕР «БОЯЗНИ» КОНТАКТА С ЧЕЛОВЕКОМ
Выражается в следующем:
Бывает, что вам
неловко вступить в непосредственный контакт с человеком. Что делать в
этом случае?
Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения субъективны.
После анализа акцентируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло.
Слайд 204. БАРЬЕР «ОЖИДАНИЯ НЕПОНИМАНИЯ»
Перед взаимодействием вас волнует вопрос: «А правильно
ли поймет меня партнер?». Нельзя прогнозировать последствия этого неверного понимания,
предвосхищать неприятные ощущения.
Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее моменты, которые могут вызвать неверное объяснения ваших намерений.
Слайд 215. БАРЬЕР «НЕВЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ»
Взаимодействию нередко мешает неверный стереотип восприятия определенных
жизненных явлений. Скажем: «Я попрошу у него что-нибудь, а он
откажет».
От таких стереотипов надо уходить.
Стремитесь оценивать складывающуюся ситуацию общения в ее контексте – это поможет преодолеть данный барьер.
Слайд 226. БАРЬЕР «ВОЗРАСТА»
Возникает в самых разнообразных сферах взаимодействия
между людьми
разных поколений (Люди постарше осуждают поведение молодых, забывая себя в
этом возрасте, а кто помоложе, раздражаются, посмеиваются над старшими).
Необходимо помнить, что подобный барьер существует, и учитывать его в процессе общения в служебном взаимодействии.
Слайд 23Знание различных барьеров, возникающих в общении, их целенаправленное преодоление, позволяют
более продуктивно строить процесс общения, решая необходимые задачи.
Слайд 24ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СЛЕДУЕТ:
Попытаться ответить на вопрос «Каким вас
видят другие люди?»
Проанализировать те стороны своего общения с другими
людьми, которые нравятся вам, и выделить те, которые вызывают неудовлетворенность общением с окружающими.
В процессе общения стремиться уходить от стереотипов, мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм).
Слайд 25Стараться не нагнетать неприятные эмоции в отношениях, анализировать процесс их
развития и устранять нежелательные элементы, ведущие к формированию барьеров.
Помните, что
«выяснение отношений» – не способствует достижению целей общения.
Слайд 26Установить благоприятный психологический контакт с собеседником, получить возможность эффективного общения
помогут несколько правил.
1.Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.
Интересуйтесь другими людьми, а не пытайтесь заинтересовать ими себя.
2.Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.
Запоминайте имена тех, с кем общаетесь, и используйте их в разговорах с этими людьми.
3.Держитесь спокойно.
Будьте позитивны, открыты, доброжелательны и приветливы. Чаще улыбайтесь.
4.Будьте внимательны к возможным смысловым барьерам.
Говорите с человеком на понятном ему языке.
5.Следите за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.
6.Честно и искренне высказывайте одобрение, будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, но никогда не прибегайте к лести.
7.Научитесь говорить комплименты, но делайте это искренне.
Слайд 278.Внушайте своему собеседнику сознание его значительности. Попытайтесь найти достоинства другого
человека и искренне похвалите их. Так вы дадите людям почувствовать
их уникальность.
9.Будьте терпимы к чужому мнению.
Не осуждайте других людей, а постарайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать именно так.
10.Научитесь понимать людей и сопереживать им.
Умейте поставить себя на место другого, чтобы понять его.
11.Учитесь слушать других.
Слушать – это значит слышать что говорят, интересоваться и спрашивать у собеседника интересующие вас моменты его монолога, превращать его монолог в развернутый диалог.
Будьте внимательным слушателем, дайте человеку высказаться.
Поощряйте других людей говорить о самих себе.
12.Указывая на очевидные ошибки собеседника,
начинайте разговор с подчеркивания положительных качеств. Делайте акцент на фактах, а не на личностных особенностях.
13.Прежде чем критиковать человека, необходимо отметить положительные стороны его работы.
Слайд 28Нравственные принципы, на которых должны строиться взаимоотношения руководителя и подчиненного:
признание
и защита прав и свобод человека и
гражданина;
принцип гуманизма;
принцип справедливости;
принцип ответственности;
принцип законности.
Нравственные нормы служебного поведения:
единая мораль для всех;
единство слова и дела;
проявление внимания к подчиненным;
проявление максимума корректности, вежливости и тактичности.
Слайд 29Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения
– одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя.
Слайд 31
В жизни любой организации или предприятия виды делового общения занимают
важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль
и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода.
Деловые беседы, деловые совещания, переговоры, телефонные разговоры можно рассматривать как самостоятельные виды деловой коммуникации. Они отличаются друг от друга целями, ради которых проводятся, формой контакта и числом участников, что предопределяет социально-психологические особенности их организации и проведения.
Слайд 32Самой распространенной формой делового общения является деловая беседа.
Под деловой беседой
понимается межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями,
информацией, направленное на решение той или иной проблемы.
По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и неофициальные, т.е. с соблюдением и без соблюдения определенных правил и формальностей.
По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед:
кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещение по должности);
дисциплинарные (связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т.п.);
организационные (определяющие технологию выполнения задания);
творческие (посвященные выработке концепции того или иного проекта, задания и пр.).
Слайд 33Проведение деловой беседы – это проверка нашего умения устанавливать контакт
с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и
слышать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую психологическую позицию в общении, словом, того, насколько мы владеем
культурой делового общения.
Практика показывает, что из десяти бесед, которые подготовлены заранее, семь проходят успешно, а из десяти неподготовленных – только три.
Правила организации беседы:
Соблюдение основного принципа – равноправия и взаимного уважения.
О времени и месте поведения беседы договариваются заранее, за 3 – 5 дней.
Местом проведения является служебное помещение одного из участников, но не исключена и нейтральная территория.
Состав участников беседы согласуется заранее и отражает баланс интересов сторон.
Оговариваются тематические рамки беседы и ее основные цели, регламент беседы.
Поведение участников встречи регулируется правилами этикета в соответствии с их статусом.
Слайд 34Схема проведения беседы:
Начало беседы (установление контакта, создание благоприятного
для беседы «климата отношений»).
Изложение своей позиции и обоснование ее.
Выяснение позиции собеседника.
Совместный анализ проблемы (устранение сомнений собеседника, опровержение его замечаний, поиск вариантов решения и т.п.).
Принятие решений.
Слайд 35Типичные ошибки, допускаемые при проведении беседы:
проявляют авторитарность, не считаются
с мнением других;
игнорируют состояние собеседника;
не учитывают мотивы состояния
собеседника;
не проявляют интереса к проблеме собеседника;
не слушают собеседника;
перебивают говорящих;
говорят, не будучи уверенными, слушают ли их;
говорят долго;
ограничиваются одним предложением (не используют всего банка идей).
Слайд 36
Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению
производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.
Коммуникантами
в этой ситуации становятся коммуникативный лидер (например, руководитель подразделения, отдела или один из ведущих сотрудников, которому поручено подготовить и провести совещание) и участники совещания, как правило, специалисты, в чье компетенции находится данная проблема, или те, кому придется ее решать.
Типы совещаний:
совещания по планированию;
совещания по мотивации труда;
совещания по внутрифирменной организации;
совещания по контролю за деятельностью работников;
совещания, специфические для фирмы.
Слайд 37Подготовка совещания
Цель совещания – это описание ожидаемого результата, нужного типа
решения, желательного итога работы.
Повестка дня – это, как правило,
письменный документ, получаемый участниками совещания заранее и содержащий следующую информацию:
тема совещания;
цель совещания;
перечень обсуждаемых вопросов;
время начала и окончания совещания;
место, где оно будет проходить;
фамилии и должности докладчиков;
время, отведенное на каждый вопрос;
место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.
Целесообразно проводить деловые совещания в определенный день недели (за исключением внеплановых, экстренных заседаний), желательно в конце рабочего дня или во второй его половине.
Оптимальное число участников совещания - 6-7 человек. Не надо приглашать всех, а только тех, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решить вопрос.
Слайд 38Деловые переговоры - это средство, взаимосвязь между людьми. Деловые переговоры
предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо
противоположные интересы. Переговоры – это обсуждение чего-либо, обмен мнениями с целью договориться о чем-либо.
Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем.
Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы проявления конфликта. Целью деловых переговоров может быть заключение соглашения, договора; продление действующих договоренностей; координация совместных действий; перераспределение взаимных обязательств.
Слайд 39Переговоры могут быть:
официальными - с протоколом, строгой процедурой, соблюдением специальных
ритуалов;
неофициальными - похожими на непринужденную беседу, не предполагающими по окончании
подписания тех ли иных официальных бумаг;
внешними - с деловыми партнерами и клиентами;
внутренними - между сотрудниками.
Слайд 40Основные структурные элементы оптимальной модели процесса переговоров:
Приветствие участников, представление
сторон друг другу.
Изложение проблем и целей переговоров.
Диалог участников,
включающий в себя уточнение, обсуждение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов.
Подведение итогов и принятие решений.
Завершение переговоров.
В ходе переговоров могут быть выработаны различные типы совместных решений:
компромиссное, или «серединное решение»;
ассиметричное решение, относительный компромисс;
принципиально новое решение, «снятие» основных противоречий.
Слайд 41
Из всех видов переговоров самыми сложными являются переговоры по телефону.
Специфика телефонного общения определяется прежде всего фактором дистантности общения.
Подсчитано, что
каждый телефонный разговор длится
3-5 минут (при этом, треть времени уходит на паузы между словами и выражение эмоций), а так как руководитель разговаривает по делам
20-30 раз в день, значит, в общей сложности - несколько часов. По подсчетам специалистов на телефонные разговоры тратится до 27% рабочего времени.
Слайд 42
«У нас нет второго шанса произвести хорошее первое впечатление».
Имидж в
переводе с английского – «образ».
Образ – это мысленная картинка, которая
возникает в сознании человека в результате непосредственного или опосредованного отражения действительности. Имидж включает в себя следующие составляющие: внешний облик, культуру речи, манеры поведения, стиль одежды, оформление интерьера офиса.
Слайд 43Одежда делового человека должна соответствовать:
своему назначению, а также месту,
времени и характеру события;
времени года и погоде;
возрасту;
индивидуальным особенностям
человека.
Слайд 44
Наша одежда является
составной частью всего
коммуникационного комплекса.
Именно поэтому при
выборе гардероба требуются стиль и качество.