Слайд 1 Виды толерантности.
Смоленск,2012
Слайд 3Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие
Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть
Именно толерантность не позволяет различиям перерасти в конфликты, делает непохожесть основой взаимообогащения
Слайд 5Педагогическая толерантность
ПЕДАГОГ
РОДИТЕЛИ
ДЕТИ
ОСОБЕННО:
Дети, находящиеся в социально-опасном положении
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Дети с особыми образовательными потребностями
Слайд 6«В группе детей, поведение и развитие которых уклоняется от нормы
и которые потому выделяются в отношении воспитания из общей детской
массы, т.е. в группе трудных детей в широком смысле слова, следует различать два основных типа:
тип ребенка, отклоняющегося в поведении от нормы вследствие какого-либо органического дефекта (физически дефективные дети - слепые, глухие, слепоглухонемые, калеки и т.д.; умственно отсталые или слабоумные вследствие органического недостатка);
тип ребенка, уклоняющегося в поведении от нормы вследствие функционального нарушения (трудные дети в узком и собственном смысле слова - правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты).
Третий тип исключительного в воспитательном отношении ребенка составляют дети, одаренные выше нормы (талантливые), выделение которых из общей детской массы является недавней, но серьезной проблемой. Существуют переходные формы между так называемым нормальным (массовым, средним) и трудновоспитуемым ребенком всех типов; существуют комбинированные, или смешанные, формы трудновоспитуемости…»
(Лев Семенович Выготский (1896-1934) русский и советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Тезисы опубликованы в книге "Основные проблемы педологии в СССР" (М., 1928) http://dugward.ru
Слайд 7Особенности социального развития способных детей
Неприязнь к школе и протестные формы
поведения при несоответствии учебного плана способностям ребенка
Предпочтение сложных игр и
безразличие к тем, которыми увлекаются сверстники. Это часто приводит к изоляции одаренного ребенка
Склонность отвергать стандартные требования, конфликтность (непринятие конформизма)
Погружение в философские проблемы
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием
Стремление к совершенству (перфекционизм)
Ощущение неудовлетворенности, низкая самооценка
Постановка нереалистических целей
Сверхчувствительность
Потребность во внимании взрослых
Нетерпимость по отношению к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии
Карне М. Учитель. Глава 4./ Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. М., 1991.
Слайд 8Особенности личности
одаренных детей
с гармоничным типом
развития:
Стремление к
самоактуализации
Устойчивая
высокая
самооценка
Самостоятельность
Социальная автономность
Эгоцентризм
(познавательный,
моральный и
коммуникативный)
с дисгармоничным типом
развития:
Особая система ценностей
Противоречивость самооценки
Проблемы в эмоциональном
развитии
Несоответствие между
физическим,
интеллектуальным и
социальным развитием
Слайд 9Успешная адаптация - оптимальное равновесие между ценностями,
особенностями ребенка и правилами,
требованиями социума
Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и
выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях
Стадии учебной дезадаптации:
Учебная декомпенсация (затруднения в изучении 1 или нескольких предметов при сохраненном интересе к школе)
Школьная дезадаптация (нарушения поведения, конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий)
Социальная дезадаптация (полная утрата интереса к учебе, уход в асоциальные компании)
Криминализация среды свободного времяпрепровождения
Ведущим показателем нормы поведения ученика является уровень его социальной адаптации
адаптация — дезадаптация — изоляция
Слайд 10
Социальными проявления дезадаптации:
сниженная обучаемости, неспособность зарабатывать своим трудом
хроническая или выраженная
неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе,
здоровье)
конфликты с законом
изоляция
Индивидуальные проявления дезадаптации:
негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция)
завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм
хронический эмоциональный дискомфорт
неэффективность саморегуляции
конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений
когнитивные искажения реальности
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
Слайд 11
Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие
принятым в обществе правовым или нравственным нормам
Словарь практического психолога
/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998.- 800 с.
Слайд 12Биологические (генетические, психофизиологические, физиологические)
Психологические (наличие психопатий и акцентуаций отдельных черт
характера, завышенная или заниженная самооценка, хронический стресс)
Социально-педагогические:
Неблагоприятная атмосфера в семье
и(или) в школе
Жестокое обращение
Негативное влияние сверстников
Недружелюбное отношение к ребенку
Социально-экономические
Морально-этические
Факторы, приводящие к нарушению поведения у детей и подростков
Слайд 134 типа поведения одаренных детей
«Агрессия кроется за любым поведением»
Эрика
Ландау
Слайд 14
Современный учитель - это личность, способная к духовно-нравственному развитию и
самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.
Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
Позиция воспитателя
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
“со-участник”, “третейский судья”
Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Слайд 15Модель педагога, работающего со способными детьми
по М. Карне
Доброжелательность и чуткость;
Знание
психологии одаренных детей;
Опыт работы в школе;
Высокий уровень интеллекта, широкий круг
интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма), творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость;
Позитивная Я-концепция, целеустремленность и настойчивость, эмоциональная стабильность, способность к индивидуализации обучения
Одаренные дети. // Сборник переводов с английского, под редакцией В.М. Слуцкого. / М.: Прогресс, 1991 .
Слайд 16Педагогическая толерантность – выражается в уважительном отношении к собственным детям,
учащимся, умение понять и простить их несовершенства
Критерии толерантности педагога:
Педагогическое кредо
Лозунг
педагога
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку
Способы общения
Преобладающая форма отношения
Тактика поведения
Слайд 17Условно можно выделить 4 типа педагогов:
«Диктатор» - педагог с преобладанием
пренебрежения как выражение нетерпимого отношения к детям
«Сноб» - педагог с
преобладанием высокомерия как выражение толерантного отношения к детям
«Черепаха Тортилла»
«Миролюбец» - педагог с преобладанием сотрудничества как выражения толерантного отношения к детям
Слайд 18«Миролюбец»
«Черепаха
Тортилла»
«Диктатор»
«Сноб»
непринятие
принятие
активность
пассивность
симпатия
агрессивность
сотрудничество
терпимость
Слайд 19Педагог – «миролюбец»
Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и
перспектив его дальнейшего развития
Лозунг педагога: «У тебя все получится! В
случае необходимости ты можешь рассчитывать на мою помощь»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку: рядом, позиция друга, наставника
Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка
Преобладающая форма отношения: сотрудничество
Тактика поведения: ненавязчивое естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности