Слайд 1Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации
в
со-бытийности
Со-бытийность - категория психологии, обозначающая объект и источник развития субъективной
реальности в онтогенезе, исторически – меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека, общность людей в бытийном единстве и различённой само – бытности каждого, входящего в эту общность
Персонализация - ступень субъектности (социального деятельностно-преобразующего способа бытия человека, форма само-действия человека)
Слайд 2
Воображение
Пассивное
Активное
Воссоздающее Творческое
Пассивное воображение (сновидения),
воссоздающее воображение (создание образа по его описанию),
творческое воображение (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом),
мечта (вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего).
Слайд 3Воображение
особая система умственной деятельности, которая, опираясь на способы ориентировки, стремиться
к освоению новых способов действий, в результате которых формируются новые
образы.
Аналитико – синтетические действия
Типизация
Схематизация
Гиперболизаци
Заострение
Агглютинация
Слайд 4Механизмы экстериоризации и интериоризации действий
Подражание
Рефлексия
Слайд 5Виды традиционной творческой деятельности
Игровая деятельность Продуктивная деятельность
Творческие игры Рисование
Игры – драматизации Лепка
Конструирование
Аппликации
Традиционные методы воздействия
Наглядные Словесные Действенные
Слайд 6Методы
метод синектики, где обязательно выполнение четырех специальных приемов, основанных
на а) анологии прямой (подумайте как решаются учебные задачи, похожие
на данную), б) личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения), в) символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи), г) фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники)
метод брейнсторминга – форма организации творческого процесса для продуцирования идей и решений в группах
метод фокальных объектов – признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания объект в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инертность и костность. Так если случайным объектом взят “тигр”, а “фокальным”, карандаш, то получаются сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш”. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.
метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяются главные характеристики объекта, а затем по каждой из них подбирают всевозможные варианты – элементы
метод контрольных вопросов, который предусматривает применение списка наводящих вопросов (а если сделать наоборот, а если взять другой материал, а если уменьшить или увеличить, а если изменить форму)
Слайд 7Виды мышления
Практически - действенное
Наглядно - образное
Наглядно- схематическое
Словесно –
логическое
Теоретическое
Слайд 8Показатели
П1Кубики Косса, методика Векслера (мышление, аналитико – синтетические способности воображения)Стандартмет-ки
П2Словарный
субтест, методика Векслера (речь, словесное описание образов воображения)
П3Креативность воображения, методика
Вартегга
П4Матрицы Равена (мышление, аналитико – синтетические способности воображения)Стандартмет-ка
П5Богатство творческого комбинирующего воображения
П6Систематичность и последовательность в течении образов творческого комбинирующего воображения
П7Точность длительного запоминания образов
П8Легкость запоминания образов
П9Яркость воспроизведенных образов воображения
П10Точность непосредственного воспроизведения образов
П11Богатство представлений в мышлении, воображении
П12Логичность суждений и умозаключений
П13Последовательность и систематичность мышления
П14Легкость осмысливания новых данных
П15Связность и последовательность изложения
П16Образность речи
П17Творческое воображение
П18Дивергентная продуктивность
П19Приемы воображения (агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация)
П20Живость воображения
П21Воспроизводящее воображение
П22Гибкость воображения (Круги Гилфорда)
П23Стереотипность воображения
П24Наличие мотивации к решению творческих задач (Методика школа зверей)
Слайд 9Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала
эксперимента
Слайд 10Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего
эксперимента
Слайд 11Среднегрупповые величины показателей в контрольной группе на начальном и конечном
этапе исследования
Слайд 12Среднегрупповые показатели в экспериментальной группе в динамике
Слайд 13Литература
Аболин Л. М., Валиахметов Х. Х. Духовно – нравственное развитие
личности в со-бытийной деятельности.-Казань: Карпол, 2002
Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология.-М.:Владос-Пресс,
2002
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения .-М.:Академия, 2004
Зимняя И. А. Педагогическая психология.-М.: Логос, 2000
Маланов С. В. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и учебной деятельности.-Йошкар – Ола, 2001
Слободчиков В. И. Психология развития человека.-М.:Школьная пресса, 2000