Слайд 1
Каковы объективные предпосылки превращения социологии в одну из ведущих
общественных наук современности?
Слайд 2Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки.
Лекция №2
Слайд 3План
Западная социология XIX–начала XX века.
Марксистская социология.
Особенности становления и развития
социологии в России.
Слайд 4
Западная социология XIX–начала XX века.
Слайд 5
1) Позитивная социология О.Конта.
(1798-1857)
О.Конт противопоставлял позитивную социологию теологическим и метафизическим
спекуляциям, умозрительным подходам к изучению общества.
Слайд 6Слово «позитивный» по Конту:
Реальное в противоположность химерическому;
Полезное в противоположность бесполезному;
Достоверное
в противоположность сомнительному;
Точное в противоположность смутному;
Положительное в противоположность отрицательному.
Слайд 72) «Биологическая концепция» Г.Спенсера (1820-1903)
Общество рассматривается по аналогии с биологическим
организмом.
Выживают те, кто лучше всего умеет приспособиться к социальным условиям.
Центральное
место занимает идея социальной эволюции.
Слайд 8Аргументы подтверждающие свой подход:
Как живые организмы, так и любые общества
на протяжении своего существования увеличиваются в объеме;
И те и другие
усложняются;
Их части приходят во всё большую зависимость друг от друга;
И те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.
Слайд 93) Структурный функционализм Э.Дюркгейма (1858-1917).
Структурный функционализм – направление, в рамках
которого общество рассматривается как саморегулирующая система, изучается общественный порядок и
аномалии, причины отклоняющего поведения и т.д.
«О разделении общественного труда»
Слайд 10
Высшая универсальная ценность – социальная солидарность.
Слайд 114) Концепция рационализма М.Вебера М.Вебера (1864-1920)
Социология должна изучать прежде всего
поведение и социальную деятельность человека или группы людей.
Слайд 12Четыре типа социального действия:
Целерациональный – когда человек ясно представляет себе
цель действия и средства её достижения, а также учитывает реакцию
других людей на свои поступки;
Ценностно- рациональный – когда человек действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг.
Аффективный – когда действие совершается эмоционально, под влиянием чувства.
Традиционный – когда человек руководствуется привычкой.
Слайд 135) Концепция циркуляции элит В.Парето (1848-1923)
Основа общественных процессов – это
творческая сила и борьба элит за власть.
Слайд 15К.Маркс
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное
на основе изучения объективных закономерностей исторического процесса.
К.Маркс
Слайд 16
3. Особенности становления и развития социологии в России.
Слайд 17Предшественники отечественной социологии
Славянофильство
Н.Я. Данилевский
М.Н. Катков
К.Н. Леонтьев
К.П. Победоносцев
Западничество
П.Я. Чаадаев
А.И.
Герцен
Н.Г. Чернышевский
Н.А. Добролюбов
С
Т
О
Р
О
Н
Н
И
К
И
Слайд 18Геосоциология
С.М. Соловьев
Однообразие природных форм предопределяет однообразные занятия, обычаи, нравы,
верования, одинаковые потребности и способы их удовлетворения.
В.О. Ключевский
Исторические законы есть
результат взаимодействия трёх основных сил – человеческой личности, общества и природы страны.
Слайд 19Органическая концепция
А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А.Новиков.
Общество – это организм, который
состоит из клеток – человеческих индивидов.
Слайд 20Архаические идеи 60-х гг. XIX в.
М.А. Бакунин (1814-1876)
Центральная проблема социологии
– уничтожение государства как силы, подавляющую абсолютную свободу личности.
П.А. Кропоткин
(1842-1921)
Выделил два фактора эволюции: общественный, суть которого во взаимопомощи, и индивидуальный – самоутверждение отдельного индивида или группы.
Слайд 21Субъективное направление в социологии народничества.
Н.К. Михайловский (1842-1904)
Скорость социального прогресса определяется
прежде всего индивидуальной деятельностью.
Слайд 22Теории «культурно-исторических типов» (КИТ)
Н.Я Данилевский (1822-1885)
КИТ – совокупность психоэтнических, антропологических,
социальных, территориальных и других признаков, по которым осуществляется классификация мировой
культуры на ряд уникальных типов.
В.С. Соловьев (1853-1900)
Выделил три культурных типа: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.