Разделы возрастной психологии:
пренатальная психология
психология младенца,
психология раннего возраста,
дошкольная психология,
психология младшего школьника,
психология подростка,
психология юношеского возраста,
психология среднего возраста,
геронтопсихология - психология старости.
Онтогенез ( от греч on, род. падеж ontos – сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма.
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Практические задачи
возрастной психологии:
1. Определение возрастных норм психических
функций, выявление психологических
ресурсов и творческого потенциала человека;
2. Создание службы систематического
контроля за ходом психического развития,
психического здоровья детей, оказания
помощи родителям в проблемных ситуациях;
3. Возрастная и клиническая диагностика;
4. Выполнение функции психологического
сопровождения, помощи в кризисные
периоды жизни человека;
5. Наиболее оптимальная организация
учебно-образовательного процесса,
непрерывного образования ( в том числе
ориентированного на людей среднего и
пожилого возраста).
Детство как предмет психологического исследования
Ф. Ариес изучал, как в ходе истории в сознании писателей,
художников и учёных складывалось понятие детства и
чем оно отличалось в различные исторические эпохи.
Он пришёл к выводу, что вплоть до 13 века искусство не
обращалось к детям. Если же в произведениях искусства
и появлялись дети, то они изображались как
уменьшённые взрослые. Тогда не было знания об
особенностях и природе детства.
Изменения продолжительности детства в нашей стране:
1) От 0 до лет – продолжительность детства связана с
введением обязательного начального образования для всех детей –1930 г.;
2)От 0 до 15 лет – продолжительность детства увеличилась
благодаря принятию закона о неполной средней школе – 1959 г.;
3) От 0 до 17 лет – продолжительность детства в настоящее
время, которое характеризуется представленностью всех детских
возрастов и их чёткой дифференциацией.
Л.С. Выготский.
В контексте культурно-исторической
психологии изучать детское развитие
исторически – значит изучать переход
ребёнка от одной возрастной ступени
к другой, изучать изменение личности
внутри каждого возрастного периода,
происходящее в конкретных
исторических условиях.
Д.Б. Эльконин
на основе изучения
этнографических материалов
показал, что детство возникает
тогда, когда ребёнка нельзя
непосредственно включить
в систему общественного
воспроизводства, поскольку
он ещё не может овладеть
орудиями труда в силу
их сложности.
Анализируя портретные изображения
детей на старинных картинах и
описание детского костюма в
литературе, Ариес выделяет
три тенденции в эволюции детской
одежды: архаизация – одежда детей
в данное; историческое время
запаздывает по сравнению со
взрослой модой и во многом
повторяет взрослый костюм
прошлой эпохи; феминизация –
костюм для мальчиков во многом
повторяет детали женской одежды;
Использование для детей высших
сословий обычного взрослого
костюма низших сословий
Хронологический, или
паспортный, возраст – это
лишь координата отсчёта,
та внешняя сетка, на фоне
которой происходит процесс
психического развития ребёнка, становление его личности.
Психологический возраст,
по определению Л.С. Выготского, - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трём, пяти годам.
И.М. Сеченов писал о том, что
психология не может быть
ничем иным, как наукой
о происхождении и развитии
психических процессов.
В психологию идеи
генетического исследования
проникли очень давно. Почти нет
ни одного выдающегося
психолога, занимающегося
проблемами общей психологии,
который бы одновременно
не занимался детской и
генетической психологией.
Наука о психическом развитии
ребёнка – детская психология –
зародилась как ветвь
сравнительной психологии в конце
19 века. Точкой отсчёта для
систематических исследований
психологии ребёнка служит книга
В. Прейера «Душа ребёнка».
В ней Прейер описывает
результаты ежедневных
наблюдений за развитием своей
дочери, обращая внимание
на развитие органов чувств,
моторики, воли, рассудка и языка.
В. Прейер изучал ранние годы
жизни ребёнка и ввёл в детскую
психологию объективное
наблюдение.
Объективные условия
становления детской психологии
сложились к концу 19 века.
1. Интенсивное развитие
промышленности, новый уровень
общественной жизни;
2. Интерес учителей к воспитанию
и обучению детей;
3. Родители и учителя перестали
рассматривать физическое
наказание как эффективный метод
воспитания;
4. Интерес учёных, которые
считали, что только через
изучение психологии ребёнка
лежит путь к пониманию того,
что собой представляет
психология взрослого человека.
Существуют две точки зрения
на процесс развития ребёнка
в целом:
1.Процесс развития
непрерывен;
2.Процесс развития дискретен.
Среда является
ведущим фактором
в теориях
ассоцианизма,
бихевиоризма.
в теории экологических
систем.
теории конвергенции
двух факторов.
Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды (Г.Крайг).
В отечественной психологии «развитие» – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Развитие – процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми при овладении ведущей деятельностью. Развитие на разных этапах становления этого понятия рассматривалось как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, научение, запечатление, социализация.
.
Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования;.
Аномальное – частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.
Регрессивное – процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей;
Типы развития
Непреформированный тип
развития не предопределён
заранее, с самого начала
неизвестны все стадии развития
и его конечный результат.
Непреформированный тип
развития наиболее
распространён на нашей
планете. По этому
типу происходит развитие
галактики, Земли, процесс
биологической эволюции,
развитие общества.
Преформированный тип –
это такой тип, когда в
самом начале заданы
как стадии, которые пройдёт
явление (организм), так и
конечный результат, который
будет им достигнут. Здесь
всё дано от природы.
Примерами служат
эмбриональное развитие,
физическое развитие
( от рождения до старения).
ТЕОРИЯ
РЕКАПИТУЛЯЦИИ
Стенли Холл(1846-1924)
Американский психолог, один из
основателей педологии и американской
экспериментальной психологии, автор
работ по детской и педагогической
психологии, в которых использовал
результаты созданных им опросников
детей различных возрастов
С.Холл
перенес биогенетический закон на процесс
онтогенетического развития ребенка.
Ребенок в своем развитие кратко
повторяет развитие человеческого рода.
Развитие детского рисунка
отражает стадии изобразительного
творчества в истории человечества.
Игра - необходимое упражнение
для утраты рудиментарных функций.
Рекапитуляция от лат. Recapitulatio – повторение) в биологии – явление повторения в индивидуальном развитии высших органических форм признаков их предков. Открытие явлений рекапитуляции имело большое значение для доказательства теории Ч.Дарвина.
А.Бине экспериментально исследовал этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи определения понятий. Обобщив ответы детей разных возрастов (от 3 до 7 лет) он обнаружил три стадии в развитии детских понятий – стадию перечислений, стадию определения, стадию интерпретации. Каждая стадия соотносилась с определённым возрастом. А. Бине сделал вывод о существовании определённых нормативов интеллектуального развития.
Он разработал метод выделения детей, отстающих в развитии от нормы , создал тесты для диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет.
Разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, базирующуюся на систематических сравнительных исследованиях (НОРМЫ и разных форм ПАТОЛОГИИ)
Кино-. фоторегистрация возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.
Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло – «ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА»
АТЛАС поведения младенца, содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет (широко применяется в клинической практике).
Пытался сформулировать ОБЩИЙ ЗАКОН ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Ввел в психологию метод ЛОНГИТЮДИНАЛЬНОГО изучения психического развития одних и тех же детей от рождения и до подросткового возраста.
Использовал метод поперечных и продольных срезов, делая упор на количественное изучение сравнительных срезов развития.
Изучал монозиготных близнецов и один из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между СОЗРЕВАНИЕМ и НАУЧЕНИЕМ.
Исследовал психическое развитие слепого ребенка для более глубокого понимания особенностей нормального развития
МЕТОДЫ
Снижение темпов развития
с возрастом!
А.Гезелл и Л. Термен способствовали становлению детской психологии
как нормативной дисциплины.
Основной упор делали на роль наследственного фактора для объяснения
возрастных изменений.
Л. Термен ввёл понятие КОЭФФИЦИЕНТА
ИНТЕЛЕКТА (IQ) и попытался на основе фактов
обосновать положение о том, что он остается
постоянным на протяжении всей жизни.
С помощью тестов получил кривую нормального
распределения способностей в популяции. Были начаты
многочисленные исследования, которые ставили
задачей выявить зависимость параметров интеллекта
от возраста, пола, порядка рождения, расы,
социоэкономического статуса семьи, образования
родителей. Осуществил одно из самых длительных
в психологии лонгитюдинальных исследований,
которое продолжалось в течение 50-ти лет.
Было отобрано 1500 одаренных детей
с IQ=140 и выше и прослежено
их развитие.
Исследование закончилось в середине
70-х годов уже после смерти Л.Термена.
Результаты оказались самыми
банальными.
«ГЕНИЙ» - ассоциируется с лучшим
здоровьем, более высокой умственной
работоспособностью и достижениями
в области образования , чем в
остальной популяции !
Нормативный подход. Л.Термен(1887-1956)
В 1916г. стандартизировал на американских детях тесты А.Бине, расширил их
шкалу и создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей.
ИНСТИНКТ .
НАВЫК
ИНТЕЛЛЕКТ
ПЕРЕХОД УДОВОЛЬСТВИЯ «С КОНЦА НА НАЧАЛО» - ЕСТЬ ОСНОВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ.
К.БЮЛЕР ПЕРЕНЕС ЭТУ СХЕМУ НА ОНТОГЕНЕЗ
Наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности – после выполнения действий.
На уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения действий – «функциональное удовольствие».
Удовольствие появляющееся на этапе интелекуального решения задачи – «предвосхищающее удовольствие».
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТУПЕНЕЙ СВЯЗАНО:
С созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой.
Развитием аффективных процессов, с переживанием УДОВОЛЬСТВИЯ, связанного с действием.
К.БЮЛЕР изучал психику ребенка с помощью ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКОГО эксперимента
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ В.Штерна (1874-1938)
Различная трактовка роли опыта в динамике поведения поставила одну из ключевых проблем
психологии – проблему АКТИВНОСТИ субъекта в процессе развития.
Проблема факторов породила интерес к изучению СЕНЗИТИВНЫХ периодов детского развития.
Модели влияния опыта на поведение
(по взглядам Дж. Вулвилла)
«Больничная койка» – субъект находится
под влиянием среды как беспомощный
пациент.
«Луна-парк» - субъект выбирает
развлечения, но не может изменить их
последующего влияния на себя.
«Соревнование пловцов» – субъект
осуществляет свой путь фактически
независимо от внешних стимулов.
«Теннисный мяч» - осуществляется
постоянное взаимодействие между
влиянием среды и субъектом.
Теория конвергенции
рассматривает психическое развитие
как процесс, который складывается под
влиянием наследственности и среды.
Самая распространенная концепция
в современной психологии. Все
современные теории отличаются
друг от друга лишь тем, как они трактуют
взаимодействие наследственности
и среды, созревания и научения,
биологии и культуры, врожденных
и приобретенных способностей
в ходе психического развития.
Основные положения:
Болезни взрослой личности сводятся к детским переживаниям.
Детские переживания имеют сексуальную природу (чувства любви и
ненависти к отцу, матери, ревность к брату или сестре...
Детский опыт оказывает неосознанное влияние на поведение взрослого.
Бессознательное – важнейший детерминант поведения человека.
Сексуальность по Фрейду – все, что достовляет телесное удовольствие.
Существуют инстинкты жизни и смерти, и соответственно личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.
ОНО (Ид)
Примитивное ядро личности; оно имеет
врождённый характер, находится в
бессознательном и подчиняется принципу
удовольствия. Ид содержит врождённые
импульсивные влечения (инстинкт жизни
Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет
энергетическую основу психического развития.
Сверх Я (Супер-Эго)
представляет собой совесть, строго
контролирует соблюдение норм, принятых
в данном обществе. Супер-Эго формируется
между 3 и 6 годами жизни.
Я (Эго)
Рациональная и осознаваемая
часть личности. Возникает по мере
биологического созревания между 12 и
36 месяцами жизни и руководствуется
принципом реальности.
Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены З.Фрейдом (1856-1939). Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента – ОНО, Я и СВЕХ-Я, которые возникают не одновременно.
Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидозным действием, на почве которого закрепляются инкстинкты
ОНО.
У новорожденного нет Я. Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от ОНО – инстанция Я часть ОНО, модифицированное под прямым влиянием внешнего мира. Я – функционирует по принципу «удовлетворение – отсутствие удовлетворения».
Я ребенка находится в постоянном конфликте с ОНО. Недостаток удовлетворения желаний на этой стадии развития «замораживает» определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что яляется препятствием для дальнейшего нормального развития.
Формирующиеся черты личности:
Ненасытность;
Жадность;
Требовательность;
Неудовлетворенность всем предлагаемым;
Деление на оптимистов и пессимистов;
Черты личности:
Аккуратность, опрятность, пунктуальность.
Упрямство, скрытность.
Накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.
Разрушение, жестокость.
Эти качества – следствие отношения ребенка к телесным процессам, которые были предметом его внимания во время приучения его к опрятности.
Полностью образована инстанция «Я» и теперь она способна контролировать импульсы «ОНО», научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью.
Начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей, и взрослых людей, играющих важную роль в жизни ребенка.
К концу стадии сформированы все три инстанции, которые находятся в постоянном конфликте между собой.
Главную роль играет инстанция «Я». Она сохраняет память прошлого и действует на основе реалистического мышления. Борется против разрушительных принципов «ОНО» и одновременно против строгости «сверх - Я».
В результате столкновений появляется состояние тревоги, которое нейтрализуется при помощи механизмов защиты – вытеснения и сублимации.
Формируются главные структуры личности:
Самонаблюдение
Благоразумие
Рациональное мышление
Властолюбие, хвастовство
Усиление мужского поведения
ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ- сексуальное затишье (5-12 лет)
Характеризуется снижением полового интереса
Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «ОНО».
Энергия либидо, оторванная от сексуальной цели, переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а так же на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи.
ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (12-18 лет)
происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений.
Все бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению.
Однако реализация сексуального общения может быть затруднена, и тогда в течении стадии можно наблюдать феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий со всеми их особенностями.
Инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «ОНО».
Для борьбы с агрессивными импульсами «ОНО» инстанция «Я» использует два новых механизма защиты – аскетизм и интеллектуализация.
Например, может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к выбору для общения лиц своего пола.
Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит агрессивный импульс, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободится от навязчивых желаний.
А.Фрейд (1895-1982)
придерживалась традиционной
для психоанализа позиции
о конфликте ребёнка с
полным противоречий
социальным миром.
Её труды «Введение в
детский психоанализ»
(1927), «Норма и патология
в детстве» (1966) и
другие заложили основы
психоанализа детства.
М. Кляйн (1882-1960)
разработала свой подход
к организации психоанализа
в раннем возрасте.
Основное внимание
уделялось спонтанной
игровой активности
ребёнка. М.Кляйн,
в отличие от А.Фрейд,
настаивала на возможности
прямого доступа к содержанию
детского бессознательного.
Трудности
в организации
аналитической
работы
с детьми:
Последователи
З. Фрейда
в области
детского
психоанализа
Последователи
З. Фрейда
в области
детского
психоанализа
А.Фрейд распространила основные положения З.Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности.
Детское развитие – процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода
от принципа удовольствия к принципу реальности.
Новорожденный знает один закон – принцип удовольствия, и его поиск – «внутренний принцип» ребенка.
Удовлетворение его желаний зависит от внешнего мира.
Показателем развития считается не хронологический возраст, а прохождение ступеней от незрелости
к зрелости. Нормальное детское развитие идет скачками с прогрессивными и регрессивными процессами
в их постоянном чередовании.
Чем самостоятельнее становится ребенок в отношении еды, питья, сна и т. д., тем более отходят
на задний план телесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям.
Ребенок стремится к их удовлетворению и снова сталкивается с ограничениями, которые
накладывает на него внешний мир.
Ребенок стремится осуществить свои потребности безотлагательно, без учета внешних обстоятельств.
Однако это может быть опасно для его жизни, и взрослый вынужден ограничивать его.
Пока инстинктивные желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или отказе –
на стороне внешнего мира – ребенок считается социально незрелым. В результате этого
несоответствия между внутренним и внешним стремление к удовольствию и учетом реальности все
дети этого возраста,
по выражению А.Фрейд, «запутаны» в постоянных сложностях внешнего мира и, как следствие,
непослушны и упрямы.
Для некоторых детей совершенно непереносима любая отсрочка или ограничение в удовлетворении
желания.
Описала линии развития:
Кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых.
Опрятности – от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения. От инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.
БИХЕВИОРИЗМ
(от англ. Behaviour – поведение) – крупное психологическое направление 20 в., для которого понятие развития тождественно с понятием научения.
Предпосылки возникновения
.Требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания».
.Философия позитивизма и прагматизма, занявшая господствующее положение в США (данное направление наиболее соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда).
.Исследования поведения животных (Торндайк), физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев).
.Соображения здравого смысла не могли упустить такой важной области изучения психики, как проявление психическихпроцессов в виде фактов поведения.
ЗАКОН УПРАЖНЕНИЯ
При прочих равных условиях реакция на проблемную ситуацию прямо пропорциональна частоте и силе повторения.
ЗАКОН АССОЦИАТИВНОГО СДВИГА
Если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие из них, вплетенные в этот раздражитель, приобретают способность вызывать ту же реакцию.
ЗАКОН ЭФФЕКТИВНОСТИ
Любой акт, взывающий в данной ситуации удовольствие, ассоциируется с ней, и при повторении ситуации наиболее вероятно и появление соответствующего акта.
ЗАКОН ГОТОВНОСТИ
Упражнения изменяют готовность организма к проявлению реакции.
Целессообразно описывать поведение животных в объективных терминах.
Принципом исследования поведения являлась связь «проблемной ситуации и реакции на нее».
Исходным пунктом является проблемная ситуация, которой организм животного противостоит и активно ищет выбор.
В результате активного поиска выбора животное научается через упражнение путем проб и ошибок.
Уотсон Джон (1878-1958)
Американский психолог, основоположник бихевиоризма, манифестом которого считается статья Дж.Уотсона – «Психология с точки зрения бихевиориста»(1913г.). Неудовлетворенный методами и результатами интроспективной психологии, он создал совершенно новое направление, которое рассматривал как область естественной науки, оперирующей объективными методами.
Бихевиоризм предлагает изучать ПОВЕДЕНИЕ
индивида (животного и человека) от рождения и до смерти.
Единицей анализа поведения объявляется конкретная связь стимула-S и реакции-R.
БЕЗУСЛОВНЫЙ СТИМУЛ
Пища (резкий звук)
УСЛОВНЫЙ СТИМУЛ
Колокольчик (белый кролик)
БЕЗУСЛОВНАЯ РЕАКЦИЯ
Слюноотделение(эмоция страха)
УСЛОВНАЯ РЕАКЦИЯ
Слюноотделение (эмоция страха)
МЕТОДЫ
Отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах, так как внутренние процессы психики наблюдению не доступны.
Предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуются реакции индивида в ответ на воздействия среды, с целью предсказания поведения и «управления» им.
РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции.
S
R
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ БАЗА БИХЕВИОРИЗМА
Большое влияние на разработку концепции оказали идеи И.П.Павлова – о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого, идея проведения строго научного эксперимента, идея связи зависимых и независимых переменных (принцип условного рефлекса).
Условный рефлекс представляется неким «строительным блоком», из множества которых может быть построена система человеческого поведения. Все понятия психологии, по мнению Дж.Уотсона, необходимо перевести на язык бихевиоризма, то есть свести к отношениям S-R.
Подкрепление
«Дайте мне положительно выраженное обусловливание ... и я выдам вам нужного человека!»
Б.Скиннер.
Увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт повторится снова.
НАГРАДА не тождественна подкреплению, которое усиливает поведение! Награда не всегда способствует этому.
УСЛОВНОЕ
Первоначально нейтральный стимул, который приобретает подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первичными. Формами условного подкрепления выступают деньги, знаки любви, одобрения, внимания со стороны других людей.
ПЕРВИЧНОЕ
Основано на прямом удовлетворении первичных потребностей. Формами подкрепления выступают пища, вода, сильный холод, жара, боль...
НАКАЗАНИЕ
В отличие от отрицательного подкрепления, которое усиливает поведение, наказание подавляет его. Осуществляется путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного.
Однако наказание не имеет устойчивого эффекта; может прекратить нежелательное поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отсрочено. Быстро входит в привычку того кто наказывает, но не имеет продолжительного влияния на провинившегося .
Наказание указывает только на то, что человек не должен делать, но не раскрывает как следует поступать! Предпочтение отдается положительному подкреплению человека за желаемое поведение. На создание данных условий должны быть ориентированы все социальные институты.
1900-1938
Предшественники
Психоанализ – З. Фрейд
Теория научения –
И. П. Павлов,
Э. Торндайк, Дж. Уотсон,
К.Халл, Э. Толмен.
Когнитивные теории –
Дж.Болдуин, Ж.Пиаже.
Теория поля - К.Левин.
1938-1960
Первое поколение
Социальное научение
- Р.Сирс, Н.Миллер,
Дж.Доллард, Дж.Уайтинг,
Дж.Роттер.
Оперантное
обуславливание –
Б.Скиннер.
1960-1970
Второе поколение
Социальное научение
и развитие личности –
А.Бандура, Р.Уолтерс.
Анализ поведения –
С.Бижу, Дж.Гевирц.
психоанализ
Теория научения
Попытка совместить психоаналитическую теорию личности и теорию научения.
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ: социальное научение в процессе воспитания, кросскультурный анализ.
Развитие личности.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – центральная проблема концепций социального научения; процесс усвоения
ребенком правил и норм современного общества, являющийся результатом научения.
1970-
Третье поколение
Интеракционный анализ –
Г.Петтерсон, А.Ярроу,
Р. Белл, В. Хартуп.
Социально когнитивный
анализ - В.Мишель,
Е.Маккоби,
Дж.Аронфрид.
Структуры социального
окружения –
Х.Рауш, Р.Парк.
Н.Миллер и Дж.Доллард.
В 1941г. Ввели в научный обиход термин «социальное научение».
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
.КЛИНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
Психопатологическая личность отличается от нормального человека лишь количественно – поэтому изучение поведения невротика выявляет универсальные принципы поведения.
.ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Изучение механизмов поведения животных при помощи экспериментов.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ
НАУЧЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
МОТИВАЦИЯ
S
R
НАУЧЕНИЕ – усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению.
МЕХАНИЗМЫ:
- Метод проб и ошибок
- Подражание, позволяющее уменьшить количество проб и ошибок для приближения к правильному ответу через наблюдение поведения другого.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ – (взамен принципа удовольствия по З.Фрейду) - усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции; редукция, снятие побуждения (драйва) .
Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает связь между стимулом и реакцией. Если нет побуждения научение невозможно!!!
ПОВЕДЕНИЕ – следствие побуждений:
. Первичных (голод, жажда и тд.); могут быть удовлетворены, но не угашены. Сила измеряется количественно.
. Вторичные – возникают как следствие социальных влияний (гнев, вина, сексуальные предпочтения, потребность в деньгах, власти и др. Самые важные среди них – страх и тревожность, вызванные ранее нейтральным стимулом.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ СТРАХОМ И ДРУГИМИ ВАЖНЫМИ ПОБУЖДЕНИЯМИ – ПРИЧИНА НЕВРОЗА.
ДИАДА
ЕДИНИЦА ПОВЕДЕНИЯ
РУДИМЕНТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни. Связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием; вводит младенца в окружающую среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окружающим миром.
ПЕРВИЧНЫХ МОТИВАЦИОННЫХ СИСТЕМ (с 1.5лет до поступления в школу) - Основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации). Постепенно первичные потребности перестраиваются во вторичные побуждения. Ребенок осознает, что его личное благополучие зависит от готовности вести себя так, как от него ожидают другие. Поэтому он стремится осваивать действия, которые приносят удовлетворение для него и удовлетворяют его родителей (само-мотивация действий На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями – неосознанное уподобление родителю как образцу, на основании эмоциональной связи с ним. Возникает из ролевой игры, в которой воспроизводится зависимое поведение в отсутствие родителейю. Ребенок получает удовлетворение, которое связывает с присутствием матери. Воспроизводство действий угашает потребность и снижает фрустрацию, вызванную отсутствием матери.
ВТОРИЧНЫХ МОТИВАЦИОННЫХ СИСТЕМ - Основывается на научении вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу). Уменьшается зависимость от семьи, и возрастает от учителя и группы сверстников. Стремление ребенка к независимости уравновешивается контролем со стороны взрослых и осознанием степени своей свободы. Данные изменения определяются сформировавшимися формами зависимого поведения.
ДИАДИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ –
Отношения ребенка и
взрослого(мать, отец,
учитель и т. д).
Действия каждого человека
всегда зависят от другого
и ориентированы на него.
Многие свойства личности
первоначально формируются в
«диадических ситуациях». Нет
фиксированных и неизменных
черт личности – соответствующее
поведение зависит от личных
свойств др. члена диады.
ЗАВИСИМОСТЬ –
центральный компонент научения. Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребёнка и матери.
ФОРМЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ:
1. «Поиск негативного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения.
2. «Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний , поиск защиты, комфорта, утешения.
3. «Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу.
4.«Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле др. ребенка или группы детей (взрослых.
5.«Прикосновение и удержание»: такие проявления поведения, как неагрессивное прикосновение, удерживание, обнимание и др.
ПОВЕДЕНИЕ
Как происходит научение?
Оперантное поведение матери включает действия по уходу за ребенком – кормление, купание, согревание и тд., а так же действия радующие мать – ласки, прижимания ребенка к себе, ощущение прикосновений, восприятие запаха.
Обеспечивает ребенку предметы, которыми он может манипулировать. Подкрепление придает его реакциям устойчивую форму зависимого поведения.
Предлагает возможность выбора из различных вариантов удовлетворения его побуждений.
подкрепление
Поиск внимания.
Адаптирует свое поведение , чтобы вызвать постоянное внимание
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Опосредованная внутренняя реакция на сигналы исходящие от партнера по взаимодействию – каждый член пары научается отвечать на позы, улыбку и др. действия члена пары реакциями, которые соответствуют ожиданию последующих событий.
Сначала ребенок проявляет зависимость пассивно, затем может активно ее поддерживать ( активное требование любви и внимания) - научается просить у взрослого соответствующего поведения.
Знаки поведения, движения, выражающие просьбу, составляют зависимые действия.
Результат постоянного подкрепления специфических действий, следствие социальных влияний.
Источником научения является угашение внутреннего напряжения, связанное с его действиями (голод-плачь-грудь-удовлетворение). Каждое новое действие, приводящее к угасанию напряжения будет повторяться, когда напряжение будет возрастать.
При успешном развитии снижается репертуар действий направленных на удовлетворение первичных потребностей и возрастает социальное поведение.
ВТОРИЧНЫЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ
ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Ребенок и мать имеют свой репертуар значимых действий для стимуляции взаимных ответов, соответствующих собственным
ожиданиям.
s
R
В схему стимул-реакция он включил ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ (когнитивные ) ПРОЦЕССЫ
1. Внимание ребенка к действию модели. Требование к модели – ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение.(при соответствующем уровне сенсорных способностей).
2. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
3. Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.
4. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит.
У ребенка в результате наблюдения поведения модели строятся «внутренние модели внешнего мира».
Образец поведения не воспроизводится пока не возникнут соответствующие условия.
На основе внутренних моделей при определенных обстоятельствах строится реальное поведение, в котором выражаются свойства модели наблюдавшиеся ранее.
Влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит.
наблюдение
Усиление и
сохранение
поведение
поведение
Младенец может формировать а затем контролировать поведение своих родителей.
Реакции младенца (улыбка, смех, вокализации) служат положительыми подкрепляющими стимулами для поведения родителей, а реакция плача - отрицательным.
Предполагается, что акты подражания ребенка происходят от спонтанной имитации родителями своих детей.
Первые подражательные ответы появляются случайно или посредством научения. Скорость и сила ответов возрастают в зависимости от подкрепления.
У. Бронфенбреннер
исследовал структуру семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка
ВОЗРАСТНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ – понятие в американской психологии, характеризующее перемены в жизни детей и молодого поколения в современном обществе; проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества.
При этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей, дел и даже враждебным к ним. Он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно какое это дело и как им надо заниматься. Когда же человек находит его, практическая работа не приносит удовлетворения. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и от настоящего дела получил название «отчуждение».
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Большинство матерей работают.
Резкое падение числа других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка.
Растет количество разводов, а следовательно и детей воспитывающихся без отца.
Требования профессиональной деятельности, претендующие на только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов. В результате – дефицит общения.
Достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, наличие отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. Так же затрудняют общение ребенка и взрослого.
Частые смены места жительства, прерывающие соседские и родственные связи.
По мнению Бронфенбреннера, современная цивилизация все более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит общения ребенка со взрослым.
Дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества, и объективными обстоятельствами, с которыми семьи сталкиваются.
СИМПТОМЫ:
.Начальные – в эмоциональной и мотивационной сфере (неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующих усердия и настойчивости.
.В более тяжелых случаях – ухудшение способности мыслить, оперировать понятиями и числами.
Общество передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослых, которые часто расходятся с мотивационными установками ребенка. Научение не смогло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не присутствовало в процессе социализации в такой же мере, как и поощрение.
Изучал вопрос формирования у ребенка внутреннего контроля за порицаемым поведением – испытуемые, получавшие порицание в самом начале выбора, в тестовой ситуации совершали меньше проступков, чем те которых наказывали уже после.
Аронфрид предположил, что внутренний контроль детей над своим поведением возникает в результате установления условно рефлекторной связи между аффективным состоянием (тревожностью) и внутренними коррелятами (когнитивными представлениями) действий ребенка.
Если ребенка наказывать перед самым началом проступка, то внутренние моторные или познавательные корреляты действия в этот момент становятся фокусом тревожности, вызываемой наказанием. С этого момента начинается самая высокая интенсивность тревожности. Мотив подавления действия – следствие интенсивности тревоги. Наказание при зарождении действия мобилизует тревогу, степень которой достаточна для подавления действия даже при отсутствии контроля со стороны взрослого.
Наказание на более позднем этапе так же может породить некоторую тревогу в момент зарождения действий, но в силу существования механизмов, которые могут опосредовать тревогу от момента наказания до начального пункта зарождения тревоги. Формы наказания неравноценны по своему влиянию на социализацию, но механизм их действия одинаковый.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ –
расстояние между уровнем
актуального развития
и уровнем возможного развития,
направляемого учителем.
В культурно-историческая концепции Л.С.Выготский
сформулировал ряд законов психического развития
ребенка:
1. Закон формирования высших психических функций-
высшие психические функции возникают сначала
как форма коллективного поведения, как форма
сотрудничества с другими людьми, и лишь
впоследствии они становятся внутренними
индивидуальными (формами) функциями самого
ребенка.
2. Закон неравномерности детского развития, согласно
которому каждая сторона в психике ребенка
имеет свой оптимальный период развития.
Этот период - сензитивный период.
3. Закон метаморфозы определяет развитие как
последовательное изменение качественных состояний
сознания (структуры сознания).
4 Закон гетерохронности развития утверждает,
что психическое развитие не совпадает с
хронологическим возрастом, т.е. имеет свой ритм,
отличающийся от ритма биологического созревания.
5. Закон среды определяет роль социальной среды
как источника развития.
6. Закон ведущей роли обучения для развития.
7. Закон системного и смыслового строения сознания.
Деятельностная концепция А.Н.Леонтьева
В основе развития лежит собственная
деятельность субъекта.
Никакое воздействие взрослого
на ребенка,
учителя на ученика не может
быть осуществлено
без реальной деятельности
самого субъекта.
Введено понятие ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностно-ориентированный подход
/В.Я. Ляудис/ -
развитие личности в процессе обучения,
нужно не только давать новые знания, но
и формировать личность. В процессе обучения
вводятся творческие задачи, решая эти задачи,
каждый человек делает для себя открытия.
Не каждый человек способен к партнерству.
Расширение смыслов и целей учебной
деятельности. Подход совместил в себе
Идеи А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского.
Сущность развития –
принципиальное отличие развития
от других изменений - наличие
не только количественных, но
и качественных
изменений, появление
новообразований - новых механизмов.
свыше 90 долгожители.
75-90 старческий возраст
60-75 пожилой возраст
35-60 2-й период зрелого возраста
21-35 1-й период зрелого возраста
15-17 ранняя юность
11-15 подростковый возраст
17-21 поздняя юность
7-11 младший школьный возраст
3-7 дошкольный возраст
1-3 ранний возраст
0-1 младенчество
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Защитные рефлексы (мигание, кашель и т.д.)
Выделение
голоса
матери
из прочих
голосов
Способность
выделять
человеческий
голос
среди других
звуков
Предпочтение живых
человеческих
лиц, а не других
сложноорганизованных
зрительных
изображений
Способность
избирательных
контактов
зрительных
изображений
ребёнка с человеком
Координация вторичных схем (8-12 месяцев)
Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев)
Первичные круговые реакции (1-4 месяца)
Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки,
которыми обладают в данный период развития. Это безусловные
рефлексы: сосание, хватание, плач.
Рисование – это знаковая
символическая деятельность, поскольку
любое, даже самое несовершенное
изображение представляет собой
знак предмета.
Стадии рисования:
1.Каракули
2. Узнавание предмета
в случайном сочетании линий
3. Изображение по замыслу, по
словесно сформулированному
намерению ( изобразительная
деятельность).
Мышление.
Для детей раннего детского
возраста характерно наглядно-
действенное мышление.
В раннем детстве происходит
формирование обобщения.
Обобщение предметов
первоначально возникает в
действии , а затем
закрепляется в слове.
Внимание и память
носят непроизвольный
характер и вплетены
в другую деятельность.
В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяют два периода: первый период – от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Это время предложений, состоящих из слов, которые употребляются в неизменном виде.
Второй период – от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения
Феномен автономной речи впервые описал Ч. Дарвин. Эта речь отличается по звучанию и значению. Она не совпадает с речью взрослых.
«Речепорождающая»
ситуация взаимодействия должна представлять предметное сотрудничество взрослого с ребёнком. Смысловым центром взаимодействия на первом этапе является предмет, на втором - взрослый, а на третьем – слово.
В конце раннего детства возникает феномен «Я сам». Внешне это выражается в противоречии «хочу» ребёнка и «нельзя» взрослого. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника - в игре.
Игра – это особая
форма освоения
социальной
действительности
путём её воспроизведения
Содержание игры – это то.
что ребёнок выделяет как
основной момент деятельности
и отношений взрослых
Сюжет - отражаемая в игре область,
сторона действительности.
Игровые действия – способы выполнения роли. Они носят обобщённый характер.
Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности
детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте важно сформировать мотивационную основу учения – развитие познавательных интересов. Становлению собственно познавательной, учебной деятельности способствует особая форма игры – дидактическая игра.
Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нём предъявляются выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции
Мышление.
В дошкольном возрасте
формируется наглядно-
действенное мышление.
К концу дошкольного
возраста складывается
логическое мышление.
Воображение выполняет
аффективно-защитную
и познавательную функцию
В 3-4 года у детей
Аффективное воображение
. Оно позволяет
защищаться от различных
страхов. В 4-5 лет
воображение включается
в процесс планирования.
К 6-7 годам возникает
творческое воображение.
Внимание, восприятие
и память становятся
Высшими психическими
Функциями, приобретают
опосредованный характер.
Основные средства,
которыми овладевает
ребёнок-дошкольник,
имеют образный характер:
сенсорные эталоны.
наглядные модели,
представления и схемы.
Интеллект. По данным
Ж. Пиаже период от 2
до 7 лет представляет
собой переход от
сенсомоторного
интеллекта к первоначальным
логическим формам
Мышления. Основное
Интеллектуальное
достижение возраста –
ребёнок начинает мыслить
в уме, во внутреннем плане.
Познавательное развитие дошкольника.
В шести-семилетнем возрасте
происходит переход к
внеситуативно-личностной
форме общения. Личностный
мотив общения
Проявляется в новых темах
для обсуждения, в расспрашивании
взрослого о его работе,
семье, детях.
Развитие общения
ребёнка со сверстниками.
В возрасте 3-4 лет сверстни
к для дошкольника является
участником совместной
практической деятельности.
В 4 года сверстник
становится предпочитаемым
партнёром общения.
В 4-5 лет сверстник
рассматривается как зеркало
собственного познания
и оценки при сравнении
с ним и противопоставлением
себя ему. К 5-7 годам сверстник
приобретает индивидуальность
в глазах ребёнка и становится
значимым лицом общения
Общение со взрослыми и сверстниками.
Первичные
этические
инстанции ( усвоение
этических норм,
моральных чувств,
следование
идеальным
образцам во
взаимоотношениях
с другими людьми)
Произвольность
поведения
( подчинение
поступков
ориентирующему
образцу). Умение
осмысленно
ориентироваться
на позицию другого
человека.
Систематическая
картина
мира, природы и общества.
Ребёнок стремится
объяснить
и упорядочить окружающий
мир в воображении
Другие поведенческие характеристики:
возникновение паузы между обращением к ребёнку и его
ответной реакцией;
появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости
выполнить родительскую просьбу или отсрочивание её
выполнения;
непослушание как отказ от выполнения привычных дел
и обязанностей;
хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой
форме;
демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры;
обострённое внимание к своему внешнему облику и
одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький.
Позитивные проявления:
Заинтересованность в общении со взрослым и
внесение в него новых тем;
Самостоятельность в занятиях-хобби и в
выполнении отдельных обязанностей, взятых
на себя по собственному решению;
Рассудительность.
Кризис семи лет.
Потеря детской
непосредственности:
между желанием и
действием вклинивается
переживание того,
какое значение это
будет иметь
для самого ребёнка
Двигательная готовность.
Мелкая моторика.
Крупные движения (рук,
ног, всего тела)
Уровень развития
предпосылок учебной
деятельности: умение
внимательно слушать и точно
выполнять последовательные
указания взрослого,
самостоятельно
действовать по заданию,
ориентироваться на систему
условий задачи,
преодолевая отвлечение
на побочные факторы.
Интеллектуальная готовность.
Ориентировка в окружающем
мире, запас знаний. Уровень
развития восприятия и
наглядно-образного
мышления.
Умение обобщать и
дифференцировать
предметы и явления.
Развитие речевой
сферы.
Психологическая готовность
к обучению в школе
Младший
школьный возраст
Социальная ситуация развития – это система отношений ребёнка с окружающей действительностью
В структуре социальной ситуации развития выделяют следующие компоненты: объективные условия (статус детства); социальную роль;
ведущий тип деятельности
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ
Младший школьный возраст –
это особый
период в жизни ребенка,
который выделился
исторически сравнительно
недавно. Его не было у тех
детей, которые вообще
не посещали школу, его не
было у тех, для которых
начальная школа была
первой и последней ступенью
образования.
Появление этого возраста
связано с введением системы
всеобщего обязательного
неполного и полного
среднего образования.
Ученик.
В связи с изменением
социальной роли
у ребенка появляются
новые права и
обязанности.
Ведущим типом
деятельности становится
учебная деятельность
Сфера социальных
отношений.
У младшего школьника
Выделяется особый
тип социальных отношений,
опосредованных задачей:
Ребенок-взрослый-задача;
Учитель – это взрослый,
социальная роль которого
связана с предъявлением
равных и обязательных
для выполнения
требований, с оценкой
качества
учебной работы.
Сфера социальных
отношений.
У дошкольника две сферы
социальных отношений:
Ребенок-взрослый;
Ребенок-дети.
Они связаны игровой
деятельностью. Игра не
оказывает влияния на
взаимоотношения
с родителями.
Трудности, возникающие на начальном этапе обучения.
Трудности, связанные с соблюдением режима дня; трудности, возникающие в межличностных отношениях между детьми и во взаимоотношениях с учителем; трудности, связанные с изучением учебного материала.
Факторы, влияющие на адаптацию ребёнка к школе.
Неспособность справиться с учебной нагрузкой;
Враждебное отношение педагога;
Смена коллектива;
Неприятие ребенка школьным коллективом
Этапы адаптации.
1 этап: организм реагирует напряжением всех своих систем (2-3 недели);
2 этап: неустойчивое приспособление организма;
3 этап: устойчивое приспособление, требующие меньшего напряжения всех систем организма.
Признаки дезадаптации.
Функциональные нарушения нервной системы (наблюдается у 70% детей) ; Астенический синдром (встречается у 53% детей);
Гипердинамический синдром ( имеют 39% детей);Соматовегетативные расстройства (имеют 39% детей);
Реакции страха (наблюдаются у 19% детей).
Степени адаптации ребенка
к обучению в школе.
Отметка
Имеет 5 или более рангов.
Определяет результат учебного
процесса.
Носит обобщенный характер.
Отражает усердие ученика.
Неверное оценивание учителем
ведет к формированию
неуверенности ученика
в собственных знаниях и действиях.
Ученик освобождается от
собственной оценочной активности.
Поэтому младший школьник
Затрудняется судить о том,
почему учитель поставил
ту или иную отметку.
Ориентированы на раскрытие общего принципа связи элементов учебной ситуации.
Усвоение знаний отделено от их применения в конкретных условиях. Продуктом решения задачи являются обобщенные знания, умения, применяются при решении конкретных задач.
Восприятие.
Восприятие младшего школьника
определяется особенностями
самого предмета ( младшие
школьники замечают
не главное, а то, что
бросается в глаза);
Слабая дифференцированность
восприятия;
Ситуативность восприятия
(они узнают только
привычные предметы);
Большая эмоциональность
восприятия.
Ступени овладения понятиями:
Усвоение единичных и общих представлений ( выделяются функциональные признаки предмета);
Перечисление известных признаков и свойств, не отличая существенные от несущественнного;
Выделение общих и существенных признаков у ряда единичных предметов.
Этапы анализа.
Частичный – анализируют отдельные части предмета.
Комплексный – анализируют все части предмета.
Системный – анализируют части и свойства предмета в определенной системе.
Мышление
Овладение речью идет по разным линиям:
Развитие звукоритмической и интонационной стороны речи;
Овладение грамматическим строем предложения;
Развитие лексики
Этапы формирования внутреннего плана действий.
Внешнее практическое действие с реальными предметами;
Выполнение действия с заместителями предметов (изображениями);
Выполнение действия в плане «громкой речи»;
Выполнение действия в умственном плане.
Этапы формирования рефлексии:
Временная остановка предметной деятельности для анализа алгоритма действий; Восстановление последовательности выполненных действий;
Изучение последовательности действий с точки зрения эффективности, соответствия поставленной задаче; Формирование результатов рефлексии, гипотезы о предстоящей деятельности;
Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
Рефлексия –чувственно переживаемый процесс осознания своей деятельности
Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учёбе. При отрицательном отношении к учителю у детей наблюдается тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность, возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
У младших школьников развивается, произвольность и самоконтроль.
Ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно и
дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных
местах. Улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
начинает более сдержанно выражать свои эмоции.
Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе,
что порождает переживания мук совести.
Первоклассники оценивают сверстников по
внешним качествам: опрятность-неопрятность,
активность-пассивность, готовность
поделиться – жадность, усидчивость-драчливость.
Не задумывается
о трудностях и сложностях
Большая
подражательность
Доверие к учителю
Подростковый возраст
Подростничество является одновременно возрастом социализации и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального «Я» в форме развития самосознания и ЭГО- идентичности).
По З.Фрейду, возраст 12-15 лет - период полового созревания, для которого характерна влюблённость, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям.
Он впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка. С. Холл выделил следующие противоречия, присущие подростковому возрасту. У подростков : чрезмерная активность может привести к изнурению; безумная весёлость сменяется унынием;
уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью;
высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями; страсть к общению сменяется замкнутостью; высокая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему;
стремление к реформаторству – в любовь к рутине;
увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения.
Он дал психологическое описание
двух сторон любви – эротики и
сексуальности. Выделил три
ступени эротических переживаний:
вчувствование, когда юный
человек по мере своего созревания
научается воспринимать внутреннюю
одухотворённую красоту;
2) психическое понимание, которое
«воспринимает другого как духовное
образование, как определённую
осмысленную форму»;
3) понимающая симпатия или
«созвучие душ, покоящееся на
эстетическом отношении, но
основывающееся также на
совместном переживании
глубоких ценностей».
Сексуальность, по Шпрангеру,
означает комплекс телесных
переживаний и влечений,
характеризующихся специфическим
чувственным наслаждением.,
По его мнению, сексуальность
и эротика в переживании подростка
резко отделены друг от друга.
Первое появление сексуально
окрашенных переживаний связано
с чувством ужаса, страха перед чем-то
таинственным и незнакомым. Сюда
же примешивается чувство стыда,
связанное с переживанием, хотя
и не совсем ясных, но
запрещённых вещей. Помочь
подростку со страхами может
большая и чистая любовь.
В 1924 г. Э.Шпрангер выпустил книгу «Психология юношеского возраста». Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял между 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая ограничивается 14-17 годами. Содержанием этого возраста является освобождение от детской независимости.
Э.Шпрангер разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст. По его мнению. – это возраст врастания в культуру. Психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
Пубертатный период – это период созревания, это стадия в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека ещё продолжается
Физическая пубертатность
протекает у мальчиков в среднем
между 14-16 годами, у девочек –
между 13-15 годами. Нижней
границей нормального
начала пубертатности
следует считать 10-11 лет,
верхней – 18 лет.
Негативная фаза пубертатности проявляется в чувствительности и раздражительности., в беспокойном и легковозбудимом состоянии, в физическом и душевном недомогании, которое выражается в драчливости капризах.
Позитивная фаза пубертатности связана с переживанием прекрасного. Источником переживаний может быть природа, наука, искусство
Поиск биологического смысла подросткового возраста
представлен в работах Ш.Бюлер. Подростковый возраст
определяется ею на основе пубертатности.
В работах Ш.Бюлер сделана попытка
рассмотреть пубертатный возраст
в единстве
органического созревания и
психического развития.
Ж. Пиаже считал, что
в подростковом возрасте
окончательно формируется
личность, строится программа
Жизни. Для создания программы
жизни необходимо развитие
гипотетико-дедуктивного
мышления. Строя план своей
будущей жизни, подросток
приписывает себе существенную
роль в спасении человечества и
организует свой план жизни в
зависимости от подобной цели.
В возрасте от 11-12 и до 14-15 лет
Возникает новая форма
эгоцентризма. Пиаже назвал её
«наивным идеализмом» подростка,
Стремящегося к переустройству
мира. Достигнув
формально-операциональной стадии
в развитии мышления, подросток
начинает рассуждать на основе
гипотез и предположений.
Он освобождается от привязанности
к конкретным предметам..
Развивая идеи Э.Эриксона,
американский психолог Дж.Марсиа
(Марша) выделил четыре варианта
развития идентичности:
Неопределённая идентичность
характеризуется тем, что
человек ещё не приобрёл чётких
убеждений и не пережил кризис
идентичности;
Предрешённая идентичность
характеризуется тем, что
подросток выбирает свой
жизненный путь не самостоятельно,
а под влиянием других людей ,
чаще всего родителей;
Психосоциальный мораторий
Состоит в том, что подросток
переживает кризис
самоопределения и выбирает из
многочисленных вариантов
Развития свой собственный путь;
Зрелая идентичность означает,
что кризис завершён и человек
с полной ответственностью
переходит к самореализации
в практической деятельности.
А.Н. Леонтьев:
«Личность рождается дважды:
первый раз – когда у ребёнка
проявляются в явных формах
полимотивированность и
соподчинённость его действий
(феномен «горькой конфеты»,
потеря непосредственности и
подобные им), второй раз –
когда возникает его сознательная
личность».
На этапе первоначального
формирования личности ребёнок
является всего лишь объектом
влияния социальной среды и
существующих в ней отношений.
второй переворот состоит в том,
что он становится их субъектом.
Л.И. Божович.
В этом возрасте ломаются и
перестраиваются прежние отношения
ребёнка к миру и к самому себе,
развиваются процессы самосознания
и самоопределения, формируются
убеждения и мировоззрение.
Д.Б. Эльконин.
Особенности развития в переходном
возрасте проявляются в следующих
Симптомах:
вновь возникают трудности в отношениях
со взрослыми (негативизм, упрямство,
безразличие к оценке успехов, уход
из школы, так как главное для ребёнка
происходит теперь вне школы)
появляются детские компании (поиски
друга, поиски того, кто может
тебя понять); ребёнок начинает
вести дневник
Он различал в развитии подростков
объективную и субъективную взрослость.
Кроме чувства взрослости он
выделял у подростков тенденцию
к взрослости – стремление быть,
казаться и считаться взрослым.
Велущим типом деятельности подростков
Д. Б. Эльконин считал общение
со сверстниками, новообразованиями –
самосознание, контролирование
своего поведения.
Наблюдаются диспропорции в работе сердечно- сосудистой системы
Нарушение зависимости между силой раздражителя и ответа на него в связи с повышением возбудимости нервной системы.
Развитие в подростковом возрасте определяется общением ребенка с людьми во всех формах общественно полезной деятельности: производственно- трудовой, художественной, спортивной, учебной и т.д.
Самое основное в развитии личности подростка- особенность переходить из одного вида деятельности к другому. Эта способность предполагает, что подросток владеет общими способностями организации своей деятельности в любой форме- умеет сам ставить цель, наметить план действий, может оценить и подобрать необходимые средства и соотнести их с действиями других людей.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Д.И. Фельдштейн считал, что ведущим типом деятельности детей подросткового возраста является общественно-полезная, социально признаваемая неоплачиваемая деятельность.
Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества, структура задаётся целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно-полезной деятельности подростка –быть лично ответственным самостоятельным. В 9-10 лет у детей появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых, в 10—11 лет – стремление получить оценку своих возможностей у других людей, в12-13 лет – признание прав, в 14-15 лет – стремление занять определённую социальную позицию, потребность в самоопределении.
На основе суждений взрослых, т.е. смотрит на себя как бы глазами окружающих
На основе сравнения с идеалом, т.е. оценивает себя
Объективная взрослость (по Д.Б. Эльконину)
проявляется:
в интеллектуальной сфере – самостоятельности
в усвоении знаний, стремлении к самообразованию;
в социально-моральной сфере- в помощи взрослым
и их поддержке, в отстаивании собственной точки
зрения, соответствии морально-этических
представлений реальному поведению подростка;
в романтических отношениях со сверстниками
противоположного пола;
во внешнем облике – в следовании моде в
одежде, в поведении, в речи.
Объективная и
субъективная
взрослость
Собственно подростковые
поведенческие реакции:
1. Реакция эмансипации отражает
стремление подростка к самостоятельности,
освобождению из-под опеки взрослых;
2. Реакция «отрицательной имитации»
проявляется в контрастном поведении
по отношению к членам семьи;
3. Реакция группирования имитации
проявляется в стремлении к спонтанному
образованию подростковых групп;
4. Реакция увлечения (хобби-реакции)
Связана с увлечением спортом,
коллекционированием, азартными
играми и т.д.;
5. Реакции, обусловленные
формирующимся сексуальным
влечением (повышенный интерес я к
сексуальным проблемам, ранняя
половая жизнь и т. д.)
Всё чаще подростки обращаются к творчеству
Развивается логическая память, развитие умений
логической обработки материала у подростков должно
быть специальной задачей учителя
Социальная ситуация развития
Развивается нравственный самоконтроль
Задача взрослых- создать условие для анализа, поиска, осмысления нравственных категорий.
Направленность на будущее, постановка задач
профессионального и личностного самоопределения
сказывается на всем процессе психического
развития, включая и развитие познавательных процессов.
Воображение характеризуется существенным развитием самоконтроля
Научить мыслить учащихся, дать им способы и приемы мышления- в этом главная задача старшей школы.
Интеллектуальное развитие
Взрослый возраст
(с 18 до 60 лет)
Взрослость
как психологический период
В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения
деяний», наиболее полный расцвет, когда человек
становится тождественным самому себе. Главные
линии развития – это генеративность, производительность,
созидательность (в отношении вещей, детей, и идей)
и неуспокоенность – стремление стать как можно
лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей
профессии, быть неравнодушным гражданином,
верным другом, опорой близким. Работа и забота –
добродетели зрелых людей. Если личность становится
«успокоенной» в каком-либо смысле, то начинается
застой и деградация, которые проявляются в в излишней
жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное
разрешение конфликта между неуспокоенностью и
застоем в установке на преодоление проблем и
трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.
Г. Олпорт дал описание самоактуализирующейся
личности в виде следующего перечня черт:
1. Интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;
2. Теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;
3.Чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие
себя, самоконтроль);
4. Реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;
5. Самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего
опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;
6. «Философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует
опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.
Б.Г. Ананьев считал период взрослости основным
этапом жизнедеятельности.
В.И. Слободчиков и Г. А. Цукерман что суть
Первой ступени зрелости (17-42 года)
заключается в индивидуализации системы
общественных ценностей и идеалов
соответственно личностной позиции человека,
который становится субъектом общественных
отношений. Завершающая ступень (после 39 лет
и далее) – универсализация - достижение
высокого уровня духовного развития, вхождение
в пространство общечеловеческих ценностей.
Кризис 30 лет
Симптомы кризиса 30 лет:
Снижение, изменение мотивации;
Проблемы самоидентификации;
Проблемы деперсонализации;
Неустойчивость и неадекватность самооценки;
Редукция саморегуляции;
Нечёткость собственных профессиональных представлений;
Неадекватные эмоциональные реакции;
Неадекватность поведения
Кризис сорока лет – это период
критический самооценки:
анализируется образ жизни,
решаются проблемы морали;
человек испытывает
неудовлетворённость брачными
отношениями, беспокойство
о покидающих дом детях и
недовольство уровнем служебного
роста. Человек остро переживает
неудовлетворённость своей
жизнью, расхождение
между жизненными планами
и их реализацией.
Кризис сорока лет также связан
со страхом старения и осознания
того, что достигнуто иногда
значительно меньше, чем
предполагалось. Он является
недолгим пиковым периодом,
за которым следует постепенное
уменьшение физической силы
и остроты ума. Человеку присуща
преувеличенная озабоченность
собственным существованием и
отношениями с окружающими.
Физические признаки старения
становятся всё более очевиднее
и переживаются индивидом как
утрата красоты,
привлекательности, физических
сил и сексуальной энергии.
У некоторых людей в зрелом возрасте бывает кризис, приуроченный
не к границе двух стабильных периодов
жизни, а возникающий
внутри данного периода.
Это кризис сорока лет, который является повторением кризиса тридцати лет. Он возникает тогда, когда кризис тридцати лет не привёл к должному решению экзистенциальных проблем.
Зрелый возраст
(с 40-45 до 55-60 лет)
активным включением человека в сферу
общественного производства
творчеством
С позиции акмеологии
ведущей деятельностью
в зрелом возрасте можно
считать максимальную
реализацию сущностных сил
человека в ходе активного
включения в трудовую
деятельность, шире –
в производительную
жизнь общества ( в самом
широком смысле этого
понятия).
Пожилой возраст
(с 55-60 до 75 лет)
Восприятие нового статуса зависит от физического здоровья,
экономического положения, отношения окружающих, потребности
в удовлетворении, получаемом работой и т.д.
Уход на пенсию – это одно из самых значительных изменений
статуса, происходящих в поздней взрослости.
Старческий возраст
(от 75 до 90 лет)
Старость как когнитивная проблема.
Теория ингибиции (сдерживания) полагает, что
старые люди становятся менее умелыми
по причине затруднений в восприятии внешней
информации .
Теория «неупотребления»
связывает ухудшение интеллектуальных
умений в поздней жизни с недостаточным
использованием.
Ещё один вариант когнитивной теории
старения рассматривает истолкование
происходящего с ним без изменений. При этом
главную роль играют личные переживания,
особенности социального статуса, осознание
конечности собственного бытия.
Старость как социальная
проблема.
В теория разобществления считается неизбежным процесс
последовательного разрушения социальных связей. Явление
разобществления выражается в изменении мотивации, в
сосредоточении на внутреннем мире и спаде коммуникативности.
Объективно «разобществление» проявляется в утрате прежних
социальных ролей, в ухудшении состояния здоровья, в снижении
дохода, в утрате или отдалении близких людей.
Теория активности во главу угла ставит положительную связь между
уровнем активности и удовлетворённостью жизнью.
Концепция непрерывного жизненного пути трактует старость
как поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни
Долгожительство при относительно хорошем здоровье.
Социальная ситуация развития: общение с близкими
и родными людьми, которые начинают даже гордиться,
что в их семье живет настоящий долгожитель.
У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые.
Поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем
стремятся самые разные люди, включая представителей средств
массовой информации. Ведущая деятельность:
она во многом зависит от наклонностей данного
человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь.
Особенности образа жизни:
монументальность внутренней субъективности, дистанциированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры.
Установки пожилых и престарелых людей в
отношении к смерти:
нежелание обременять своих близких;
стремление избежать мучительных страданий;
Кризис смерти затрагивает одновременно
биологические, эмоциональные, философские
и духовные стороны жизни.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть