Слайд 1Классный час по профориентации для учащихся 7-го класса
«Выбор профессии
– дело серьезное".
Цели:
дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
активизировать
самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Задачи:
1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;
2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;
3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;
4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Слайд 2Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает
род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
Слайд 3Факторы, которые влияют на выбор профессии.
Знания о профессиях и их
востребованность.
Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет
представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.
Слайд 4 2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более
успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая
профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
Слайд 5 3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного
интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось.
А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
Слайд 64. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт
о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё
будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
Слайд 7 5. Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие
люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в
семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.
Слайд 8 6. Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей,
товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не
таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.
Слайд 97. Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение
школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя
может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.
Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.
Слайд 108. Личный профессиональный план (ЛПП).
За этим непонятным названием скрываются
представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще
и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Слайд 11Факторы, которые влияют на выбор профессии.
*Знания о профессиях, рынке труда
*Мнение
сверстников
*Склонности, интересы
*Способности
*Здоровье
*Мнение родителей, семьи
*Позиция учителей, психологов, врачей
*Уровень притязаний
и самооценка
*Личный профессиональный план (план карьеры)
Слайд 12Выбор профессии не должен быть случайным.
Должны выполняться три условия:
Хочу---------------мои
желания
Могу------способности и возможности
Надо--------востребованность профессии
Слайд 13Ситуация № 1.
Таня пока не знает, чего она хочет, способностей
и талантов у нее особых нет, да и на поиски
их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников.
К какому рисунку относится это описание?
Слайд 14Ситуация № 2.
Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя
семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и
талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.
К какому рисунку относится это описание?
Слайд 15Ситуация № 3.
Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как
свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт.
А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.
Как же у Саши получился такой удачный выбор?
К какому рисунку относится это описание?
Слайд 16Классификация профессий:
Человек-природа.
Человек-техника.
Человек-человек.
Человек-знаковая система.
Человек-художественный образ.
Слайд 17Человек-природа.
Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог,
мелиоратор и т. п.
Слайд 18Человек-техника.
Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник.,
горнорабочий и т. п,
Слайд 19Человек-человек.
Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер,
Слайд 20Человек-знаковая система.
Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т.
Слайд 21
Человек-художественный образ.
Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт,
композитор, балерина, фотограф и т. п.
Слайд 22Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем».
Слайд 23 «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу,
то счастье само Вас отыщет.»
К.Д. Ушинский