Слайд 1Урок № 9
Тема: «Выдающаяся личность»
Слайд 2
Во все времена появлялись неординарные личности.
Задание: вспомните о них и
приведите примеры выдающихся личностей.
Слайд 3Задумаемся…
А легко ли жить выдающимся людям?
Как стать выдающейся личностью?
Поговорим об
этом на нашем уроке.
Слайд 4Цели и задачи:
Понимать:
значение появления и деятельности выдающихся личностей;
противоречивость влияния социальной
среды на процесс формирования выдающихся личностей.
Знать:
• термины и понятия «выдающаяся
личность», «гениальность»;
• причины появления выдающихся личностей;
• современные трактовки психологической науки о выдающихся и гениальных личностях.
Уметь:
давать характеристику выдающейся личности;
выявлять черты личности, необходимые для того, чтобы развить свои способности и стать выдающимся человеком;
высказывать суждения на обществоведческие темы;
работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию выдающихся личностей на формирование подростка;
объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
Слайд 5План урока:
Выдающиеся личности глазами философов и ученых.
Что значит быть выдающейся
личностью.
Одаренные дети.
Слайд 6Выдающиеся личности глазами философов и ученых
Задание: используя материал учебника и
дополнительный материал, охарактеризуйте и проанализируйте мнения знаменитых ученых о выдающейся
личности.
Чья точка зрения вам показалась наиболее точной?
Почему? Ответ аргументируйте.
Слайд 72. Что значит быть выдающейся личностью
Задание:
Некоторые ученые уверены, что,
для того чтобы быть выдающимся человеком, надо обязательно быть гениальным.
Согласны
ли вы с подобным утверждением? Свое мнение аргументируйте.
Слайд 8Выдающаяся личность
Гениальная личность
Выдающаяся личность
делает себя таковой сама
Главные средства –
упорный труд и воля
В основе лежит
природная одаренность
Гениальность –
врожденная
черта
Результат воспитания и
работы над собой,
преодоление трудностей и
накопления жизненного опыта
Чтобы талант не пропал,
необходимы:
сила воли, трудолюбие,
мотивация
Слайд 9Задание:
Обсудите в группах, какими чертами должна обладать выдающаяся личность?
Слайд 10Черты выдающейся личности
Переносит трудности и невзгоды
Выбирается из самых кризисных ситуаций
Не
теряет оптимизма
Уверен в себе
Уравновешен
Честен
Способен поставить перед собой цели
Определить пути достижения
этих целей
Умеет видеть главное, опуская мелкие несущественные детали
Быстро и четко ориентируется в обстановке
Слайд 11Задание: прокомментируйте приведенные факты
Хорошо известно, что И. Ньютон самыми главными
в своем творчестве считал не те открытия, которые он сделал
в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские и философские темы. Выдающийся композитор А.К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя таковой талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал. Кардинал Ришелье был убежден, что главные свершения, которые прославят его имя в истории, – это его драматургические произведения, пьесы, а вовсе не деятельность во главе внешней и внутренней политики Франции времен короля Людовика XIII. Интересно, что в настоящее время лишь несколько специалистов знает, о чем Ришелье писал свои пьесы. Несколько более широк круг высокообразованных людей и специалистов, хорошо знающих историю Франции, которые смогут вспомнить о том, какие политические решения Ришелье принимал и проводил в жизнь. Всемирную же известность Ришелье имеет в качестве персонажа приключенческих романов А. Дюма.
Вопросы к классу:
О чем свидетельствуют эти факты?
Согласны ли вы с сделанными выводами?
Слайд 123. Одаренные дети
Задание: кого вы можете назвать одаренным ребенком?
Слайд 13Запомним…
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик:
интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень
креативности
настойчивости
Слайд 14Запомни!
Виды одарённости. Существуют различные виды классификации одарённости, например:
скрытая и
ярко выраженная,
общая и специальная.
Общая проявляется по отношению
к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.
Слайд 15
Задание: предположите, какие факторы способствуют появлению и развитию одаренных детей?
Слайд 16Факторы, способствующие появлению
и развитию способных детей
Семейное
воспитание
Школьное
образование
Влияние
общества
Природные
задатки
Слайд 17
Какой из перечисленных факторов вам представляется наиболее важным, почему?
Задание: работая
с текстом учебника, познакомьтесь и проанализируйте теорию амплификации психолога
А.В.
Запорожца.
Слайд 18Творческое задание:
А как понять, что мы имеем дело с одаренным
ребенком?
Задание: «нарисуйте портрет» одаренного ребенка в виде схемы.
Слайд 19Одаренный
ребенок
На все имеют
собственный взгляд
Не признают
условностей
Стремление быть
лучшими
Послушание и
благовоспитанность –
не их черты
Относятся к окружающим
с долей скептического
юмора
Имеют малоприятные
замашки лидера
Высокая мотивация к
достижениям
Не терпят порядка и
дисциплины
Слайд 20Обсудите…
Как вы считаете, чрезмерно высокое развитие способностей у подростков всегда
желательно?
К чему это может привести?
Слайд 21Проверим наши версии…
иногда родители просто хотят похвастаться своим одаренным ребенком
это
приводит к чрезмерным нагрузкам
возможен риск однобокого развития
психологические срывы
ребенок не умеет
общаться с другими детьми, становится «белой вороной» и т.д.
Слайд 22Подведение итогов занятия
Что значит быть выдающимся человеком?
Как вы думаете, легко
ли жить выдающимся людям?
Подумайте, какие черты личности необходимы для того,
чтобы развить свои способности и стать выдающимся человеком?
Слайд 23Домашнее задание:
Выучить § 8 и выполнить разноуровневые задания:
1 вариант:
кого и почему вы считаете выдающейся личностью? Ответ аргументируйте.
2 вариант:
презентация на тему: «Выдающиеся личности – кто они?»
3 вариант: представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается следующая тема: «Одаренный ребенок — трудный ребенок?»