Слайд 2
Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в
национальную и мировую культуру.
Основные задачи обучения:
Обучение деятельности;
Формирование личностных качеств
и системы ценностей;
Формирование целостной картины мира.
Очевидно, что традиционный объяснительно- иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Понятно также, что решение этих задач не может проводиться в отрыве от исследований, посвящённых особенностям мышления школьников. Поэтому в практике обучения авторы программы руководствуются результатами психолого – педагогических исследований Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, В.В,Давыдова и других.
Слайд 3Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление
его сознания и его личности в целом.
В условиях деятельностного подхода
человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Сказанное выше есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова, система “школа 2100”. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.
Слайд 4Основная особенность деятельностного метода заключается в том,
что новые знания
не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в
процессе
самостоятельной исследовательской деятельности.
Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны ,а по сути.
Слайд 5Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки
детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей,
познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.
Слайд 6Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
Постановка учебной
задачи.
В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий
изучение новой темы.
«Открытие» нового знания.
Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
Обучающая самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Выполнение заданий на повторение.
Слайд 7Таким образом в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной
деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно
предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов
Слайд 8Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия детьми осуществляется
посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их
графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи – дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
"Деятельностный подход к формированию содержания курса ОБЖ в новом УМК издательства "Просвещение" в рамках стандартов второго поколения".
Слайд 10ОБЖ
и стандарты второго поколения
Слайд 11СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их
ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции.
Актуализация деятельностного
подхода при разработке стандарта общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению на всех ступенях обучения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 12СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Системно-деятельностный подход в построении образовательного стандарта позволяет выделить основные
результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития
учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования
Слайд 13НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
(Окружающий мир)
осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Слайд 14СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЖ.
МЕСТО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «ОБЖ» в соответствии
с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчёта 1 час в неделю для каждой параллели
( всего 105 часов)
При составлении рабочей программы ОУ может увеличить указанное в БУПе учебное время до 175 за счёт вариативной части базисного плана (изучение предмета с 5 по 9 класс из расчёта 1 ч в неделю)
Слайд 15КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОБЖ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А.Т. СМИРНОВА
Программа является частью
учебно-методического комплекта, подготовленного в рамках проекта «Разработка модульной структуры содержания
курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе», реализованного в 2007 г. ОАО «Издательство «Просвещение» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Программа входит составной частью линий учебно-методических комплектов по ОБЖ для 5–9 и 10–11 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова.
Слайд 16СТРУКТУРА КУРСА «ОБЖ»
ПРИ МОДУЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В
СЕБЯ ТРИ УЧЕБНЫХ МОДУЛЯ И СЕМЬ РАЗДЕЛОВ.
Слайд 17ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
Пояснительную записку
Тематический план (общий план содержания курса).
Основное
содержание учебной программы
Требование к уровню подготовки учащихся
Тематическое и поурочное планирование
учебной программы в каждом классе.
Слайд 18СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗУЕТСЯ В УМК ДЛЯ 5-9 И 10-11
КЛАССАХ.
Учебно-методические комплекты включают в себя
Учебники
Поурочные разработки
Методические рекомендации
Тестовый контроль
Справочник для учащихся
Слайд 195 КЛАСС
В учебнике изложены важнейшие правила безопасного поведения в опасных
ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в
повседневной жизни, и чрезвычайных ситуациях. Учебник знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с некоторыми правилами оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях. Новое издание переработано в соответствии с последней редакцией «Правил дорожного движения» (включены новые правила и знаки дорожного движения) .
Слайд 206 КЛАСС
В учебнике рассмотрены основные виды активного отдыха на природе
(пеший, горный, лыжный, водный, велосипедный туризм), дальний и международный туризм,
автономное пребывание человека в природной среде (добровольное и вынужденное). Основное внимание уделено вопросам обеспечения безопасности в природных условиях: ориентированию на местности и правилам движения по маршруту, акклиматизации в различных климатических условиях, Значительное внимание уделено оказанию первой медицинской помощи в походах и правилам безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера, а также влиянию природной и социальной среды на здоровье человека, формированию здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ.
Слайд 21УЧЕБНИК 7 КЛАСС
Учебник для 7 класса знакомит с чрезвычайными ситуациями
природного характера (геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения) и излагает
правила поведения в таких ситуациях. Большое внимание уделено вопросам воспитания психологической уравновешенности, взаимодействия подростка с окружающими людьми. Тема первой медицинской помощи представлена практическими занятиями.
Слайд 22УЧЕБНИК 8 КЛАСС
Учебник содержит обязательный минимум учебного материала по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса.. В нем изложены важнейшие
правила безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также правила оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях.
Слайд 23УЧЕБНИК 9 КЛАСС
Учебники для 8–9 классов суммируют все знания о
безопасности, полученные при изучении курса в предыдущих классах. Они рассказывают
об обеспечении личной безопасности в повседневной жизни, дают алгоритмы поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России. Большое внимание уделено государственным формам борьбы с наркобизнесом и терроризмом. Значительную часть учебников занимают разделы, посвященные медицинским знаниям и здоровому образу жизни.
Слайд 24УЧЕБНИК 10 КЛАСС
Учебник содержит материалы по трем основным разделам курса
ОБЖ: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»,
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы». В 8-е издание, переработанное и дополненное, вошел новый актуальный параграф «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера и при угрозе террористического акта». Значительно обновлен и дополнен иллюстрационный материал, касающийся современного состояния Вооруженных Сил Российской Федерации.
Слайд 25ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 5-9 КЛАСС
Пособие содержит поурочные разработки для 5–9 классов
общеобразовательных учреждений, работающих по учебникам Смирнова А.Т. Каждый урок определяет
тему и цель, дает рекомендации по изложению учебного материала, а также предлагает вопросы для контроля знаний учащихся.
Слайд 26УЧЕБНИК 11 КЛАСС
Восьмое, переработанное издание учебника содержит Обязательный минимум учебного
материала по курсу ОБЖ для средней общеобразовательной школы. В новой
редакции учебника отражены изменения, произошедшие в Вооруженных Силах Российской Федерации (новая структура видов и родов войск, служба по контракту, сокращение срочной службы до 1 года и др.), обновлен иллюстрационный ряд
Слайд 2710-11 КЛАСС МЕДИЦИНА ЗОЖ
Учебник содержит Обязательный минимум учебного материала по
разделу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» курса ОБЖ
для средней общеобразовательной школы, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник предназначен для организации отдельных занятий со старшеклассницами в то время, когда юноши-одноклассники изучают разделы «Основы обороны государства» и «Основы военной службы».
Слайд 28ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 10-11КЛАСС
Методическое пособие содержит поурочные разработки для 10–11 классов
общеобразовательных учреждений. Даются рекомендации по изложению учебного материала, а также
задания для самостоятельной работы учащихся.
Слайд 29СПРАВОЧНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
В справочнике освещены темы личной безопасности в
повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, организации защиты населения
в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях. В книге даны основные положения об обороне государства и основы военной службы. Справочник адресован учащимся, преподавателям, заместителям директоров по воспитательной работе, родителям и всем, кто заботится о своем здоровье и личной безопасности.