Слайд 1Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
.
Слайд 2На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий
и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб,
за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.
Слайд 3 До начала 90-х годов ХХ века устранение последствий
крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны
(ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.
Слайд 4 Авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении,
печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе,
увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф, показали, что на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери.
Слайд 5 С учетом этого Правительство Российской Федерации своим Постановлением
от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей, в
последствии МЧС РФ.
Слайд 7Основные задачи РСЧС1
разработка и реализация правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление целевых и научно-технических
программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Слайд 8Основные задачи РСЧС2
подготовка населения к действиям при ЧС;
осуществление государственной экспертизы,
надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от
ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Слайд 9Организационная структура РСЧС
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и
имеет пять уровней:
федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
региональный, территорию нескольких субъектов
РФ;
территориальный, территорию субъектов РФ;
местный, территорию района (города, населенного пункта);
объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти.
Слайд 10Органы управления системы РСЧС
Координирующие органы:
на федеральном уровне — Межведомственная комиссия
по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС
в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне — комиссии не создаются;
на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Слайд 11Органы управления системы РСЧС
Постоянно действующие органы:
на федеральном уровне — Министерство
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры;
на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации;
на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач;
на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.
Слайд 12Федеральное казенное учреждение
«Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
является органом
повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
Слайд 16Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей
ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и местного
самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования:
режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;
режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Слайд 18Силы и средства
наблюдения и контроля
включают органы, службы и учреждения,
которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной
среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д.
Слайд 19Силы и средства ликвидации ЧС1
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины
катастроф;
формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
военизированные противоградовые и
противолавинные службы Росгидромета;
территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
Слайд 20Силы и средства ликвидации ЧС2
соединения (части) войск ГО и подразделения
поисково-спасательной службы МЧС России;
соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты
и инженерных войск Минобороны России;
аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.