Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УРОКОВ ОБЖ
В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Маркова
Светлана Владимировна, МАОУ города Иркутска гимназия №2
Слайд 2Слайд №2. Что такое здоровье?
Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его
уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье
человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов.
"Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ)
Слайд 3Слайд №3. Что такое здоровье?
(афоризмы о здоровье)
Здоровье дороже богатства
(Джон Рей)
Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод.
Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. (Эпиктет)
Здоровье… никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве, и в роскоши плохо жить без здоровья… (Н. Г. Чернышевский)
Все здоровые люди любят жизнь. (Генрих Гейне)
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. (Артур Шопенгауэр)
Слайд 4Слайд №4. От чего зависит здоровье?
По данным Всемирной организации здравоохранения,
общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на
15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека. В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Данная ситуация остается актуальной по сегодняшний день. Особенно остро стоит вопрос о сохранении, укреплении и улучшении здоровья детей как основного будущего ресурса нации. Президент охарактеризовал отмечаемую в последнее время статистику по этому вопросу как «ужасающую».
Слайд 5Слайд №5. Здоровье школьника.
Условия для нарушения состояния здоровья создаются еще
до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети
с пограничными нарушениями. Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе.
Слайд 6Слайд №6. Общая картина здоровья сегодняшнего школьника.
Во-первых, в школах нарушается
максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями,
первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа. Более того, даже в выходные дни учащиеся 1 класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравним это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники.
Слайд 7Слайд №7. Общая картина здоровья сегодняшнего школьника
Во-вторых, в школе преобладают
так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных
с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). 25% первоклассников и 21% десятиклассников ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома — перед телевизором и компьютером. 68,2% детей с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.
Слайд 8Слайд №8. Общая картина здоровья сегодняшнего школьника
В третьих, отмечается неправильная
организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений
(безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.)
Слайд 9Слайд №9. Деструктивные школьные факторы
Непомерно большой и все возрастающий объем
учебных и внеучебных нагрузок
Интенсификация процесса обучения, дефицит времени для
усвоения огромного потока информации.
Авторитарно-репродуктивный стиль обучения.
Игнорирование индивидуально-типологических особенностей ребенка.
Прилежный ученик вынужден заниматься (в школе и дома) по 12 и более часов в сутки.
Слайд 10Слайд №10. Последствия.
дефицит двигательной активности,
переутомление,
уменьшение продолжительности сна,
уменьшение
времени пребывания на свежем воздухе.
нарушение функций:
опорно-двигательного аппарата,
органов зрения,
центральной нервной системы,
иммунной защиты,
снижение адаптационных возможностей,
повышенная заболеваемость с последующей хронизацией патологических процессов.
Слайд 11Слайд №11. Статистика.
За время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в
начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику:
- в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения,
- в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата,
- увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза),
- рост заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза).
Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска. Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.), также не обходят стороной и старшеклассников.
Слайд 12Слайд №12. Сохранение здоровья как элемент национальной культуры.
Необходима реальная, продуманная
система мер по изменению отношения общества и каждого его члена
к проблеме здоровья.
Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Слайд 13Слайд №13. Из истории ЗОЖ.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось в
России.
В 1989 году профессор-фармаколог Израиль Брехман, которому и приписывается
авторство термина, выступил на конференции с докладом о внедрении научной концепции здорового образа жизни.
Слайд 14Слайд №14. Здоровый образ жизни как социологическое понятие.
Здоровый образ жизни
представляет собой концепцию социальной политики, которая основывается на признании высокой
значимости здоровья в социуме, ответственность за сохранения здоровья со стороны индивида, государства, общества и социальной группы и утверждающую необходимость принятия конкретных действий и мер, направленных на создание благоприятной и безопасной окружающей среды.
Слайд 15Слайд №15. Что такое забота о здоровье
для россиянина?
Своевременное обращение
к врачу – 20%. Галочку в графе «здоровье» они готовы
поставить, всего лишь побывав на приеме у врача и закупив написанные им на листочке таблетки.
Двигательная активность - 15% (посещение спортзалов и фитнес-центров, регулярное выполнение утренней зарядки, бег по парку летом и лыжные прогулки зимой).
9% россиян ведут здоровый образ жизни, периодически выгуливая собачку и пешком доходя до метро (в чьем-то понимании и это забота о здоровье).
Еще 8% составляют противники вредных привычек.
Лозунг «Лучшая тактика – это профилактика» также к нам не относится.
Около половины опрошенных ничего не делают для того, чтобы сохранить здоровье. 16% смотрят передачи, читают книги и журналы, изучая тем самым теоретическую сторону вопроса. 16% стараются правильно питаться, правда, консультацию с врачом-диетологом при этом они считают излишней. И лишь 11% регулярно проверяют состояние своего здоровья. А это примерно каждый десятый и не более того.
Еще один опрос показал, что только треть граждан России чувствуют личную ответственность за свое здоровье. Остальные ищут крайнего: врачи, государство, злые силы …
Слайд 16Слайд №16. Что понимают под термином «здоровый образ жизни» в
других странах? Швеция.
Для шведов забота о здоровье – это, прежде
всего, физическая активность. Они предпочитают ходить, гулять, быть активными, двигаться до самой старости, поэтому еле передвигающиеся (но зато передвигающиеся) старички там никого не удивляют. Неделя «спортивных каникул» также очень здоровая традиция. Ну а про двухколесного друга жители этой страны никогда не забывают.
Слайд 17Слайд №17. Что понимают под термином «здоровый образ жизни» в
других странах? США.
Мировое лидерство по ожирению показательнее любого социологического опроса.
Правда, между собой о здоровом образе жизни американцы говорят не реже, чем англичане о погоде.
Слайд 18Слайд №18. Что понимают под термином «здоровый образ жизни» в
других странах? Китай.
В одном из докладов Министерства здравоохранения Китая прозвучали
неутешительные цифры: оплатить медицинские услуги могут всего 25% городского и 10% сельского населения этой страны. Но древние традиции не дают китайцам вымирать: они много двигаются, едят мало вредных продуктов, умеют быстро расслабляться и практически повседневно практикуют массаж и иглоукалывание.
Слайд 19Слайд №19. Что понимают под термином «здоровый образ жизни» в
других странах? Япония.
Японские социологи, собрав информацию об образе жизни и
привычках долгожителей этой страны, вывели свои принципы здорового образа жизни: больше спать, меньше есть, уметь расслабляться, постоянно заставлять мозг работать, уметь смеяться, не одеваться слишком тепло, не пить и не курить. Все японцы хотят быть здоровыми, но, к сожалению, предпочитают двигательной активности чудодейственные препараты, которые постоянно рекламируют по телевизору.
Слайд 20Слайд №20. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд 21Слайд №21. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд 22Слайд №22. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд 23Слайд №23. Из истории ЗОЖ.
В 1991 года появляется наука валеология,
основанная на брехмановских идеях. Курс «Валеология» входит в учебные планы
ВУЗов и преподается в школе. Идеи здорового образа жизни начинают пользоваться успехом, поэтому появляется все больше авторских методик.
Но уже в 2001 году Министерство образования РФ из учебных планов предмет «Валеология» исключает.
И, когда россияне о понятии «здорового образа жизни» начинают забывать, на Западе его подхватывают и через несколько лет возвращают на родину, только уже под европейским лейблом.
Слайд 24Слайд №24. Роль предмета ОБЖ в формировании ЗОЖ.
Задачи: формирование у
школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни;
формирование потребностей
к здоровому образу жизни, нравственному поведению;
формирование позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;
Слайд 25Слайд №25. Роль предмета ОБЖ в формировании ЗОЖ.
Задачи:
формирование ценностного отношения
к своему здоровью, к своей жизни и жизни окружающих;
развитие
экологического мышления;
формирование личностных качеств, способствующих сохранению психологического здоровья.
Слайд 26Слайд №26. Роль предмета ОБЖ в формировании ЗОЖ.
Таким образом, основная
задача ОБЖ:
воспитание ответственного отношения к своей жизни и своему
здоровью; привитие культуры здоровья.
Слайд 27Слайд №27. Роль предмета ОБЖ в формировании ЗОЖ. Профилактика вредных
привычек
Задача: формирование стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Темы: табакокурение, наркомания,
алкоголизм, другие формы зависимостей.
Методы: самостоятельный поиск информации, творческие задания (мини-сочинения, комиксы, конкурсы плакатов, рефераты, презентации, инсценировки), диспуты, обсуждения, различные формы групповой работы.
Слайд 28Слайд №28. Роль предмета ОБЖ в формировании ЗОЖ. Формирование мотивации
здоровья.
Задачи: формирование у школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового
образа жизни,формирование потребностей к здоровому образу жизни.
Темы: рациональное питание, культура сна и отдыха, роль движения, гигиена.
Методы: самостоятельный поиск информации, творческие задания, практические занятия, групповая работа, исследовательская деятельность.
Слайд 29Слайд №29. Роль предмета ОБЖ в формировании ЗОЖ. Сохранение психологического
здоровья.
Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу.
Именно
душевное, или психологическое здоровье позволяет человеку не просто выстоять в любой трудной ситуации, но и использовать ее для личностного роста, развития.
Задачи: формирование позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой; формирование личностных качеств, способствующих сохранению психологического здоровья.
Слайд 30Слайд №30. Психологическое здоровье на уроках ОБЖ.
Знакомство с психологическими ресурсами
личности;
Обучение приемам релаксации;
Содействие формированию положительной самооценки;
Формирование веры в себя
и свои возможности;
Привитие понятия о роли позитивного отношения к жизни, себе и окружающим как основе гармоничного полноценного развития личности.
Слайд 31Слайд № 31. Построение уроков ОБЖ
Смена разных видов деятельности во
время уроков
Разнообразная, красочная наглядность
Практическая направленность (обучение практическим навыкам)
Творческая деятельность
Поисковая деятельность
Динамические
паузы
Позитивная атмосфера
Слайд 32Слайд №32. Ключевые понятия
Быть здоровым – модно!
Быть здоровым престижно!
Здоровье –
залог успешности!
Мы сами несем ответственность за свое здоровье!
Слайд 33Слайд №33. Советы тем, кто хочет прожить 100 лет
- занимайся
только приятной тебе работой;
- всегда имей собственную точку зрения;
- придерживайся
правил рационального питания;
- откажись от вредных привычек;
- спи при температуре 17-18ºС;
- относись ко всему с любовью и нежностью;
- занимайся активным умственным трудом;
- периодически употребляй сладости;
- почаще давай своему организму эмоциональную разгрузку;
- занимайся физическим трудом.
Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!