Слайд 1Личность и социальная роль военного человека.
ОБЖ, 11 класс
Выполнил
учитель ОБЖ
МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области
Козырь Юрий Дмитриевич.
Слайд 2Готовясь к службе в Вооружённых Силах, желательно глубже разобраться в
себе, в психологических механизмах своего поведения.
Слайд 3Известно, чем сильнее личность, тем более стойко она переносит всякие
житейские неприятности, необычные ситуации и обстоятельства, часто полностью изменяющие её
образ жизни, как, например, переход от гражданской вольной жизни к условиям армейской службы, жестко регламентированной воинскими уставами.
Слайд 4Сильная личность – это прежде всего человек с высокоразвитым сознанием,
способный на основе своих широких знаний о действительности самостоятельно
-формировать своё
мировоззрение,
-оценивать значимость событий и самого себя,
-пересматривать свои потребности, регулировать их,
-осмысливать мотивы и последствия своих поступков,
-выискивать значимое «рациональное зерно» в каждом деле,
-принимать решения о своём общественно полезном поведении в тех «принудительных» обстоятельствах, в которые иногда ставит его жизнь.
Слайд 5
С этих позиций служба в армии для каждого молодого человека
– это не только предмет его обстоятельных размышлений о долге,
чести, и совести гражданина России, но и самовоспитание его чувств в этом отношении.
Слайд 6Что такое социальная позиция?
Это функциональное место, которое может занимать человек
по отношению к другим людям в обществе.
Например,
в семье
вы – сын, брат;
в школе – ученик;
в колледже или университете – студент;
В больнице – больной;
в армии – солдат, защитник своей страны и её гражданин.
Слайд 7В зависимости от того, в какой социальной позиции вы в
этот момент находитесь,
вы соответственно и ведёте себя, потому что так
принято, потому что сама эта позиция диктует вам правила поведения.
Если вы с этим не считаетесь, то неизбежны конфликты, потому что люди, по отношению к которым вы занимаете разные позиции, ждут от вас веками выработанного в обществе соответствующего типа поведения, и в случае, когда вы обманываете их ожидания, выражают своё недовольство.
Слайд 8Для социальной позиции характерна прежде всего совокупность прав и обязанностей,
которые зафиксированы в соответствующих документах.
В армии это военная присяга,
уставы, положения, наставления, приказы и т. д..
Слайд 9
Заняв социальную позицию, человек должен выполнять социальную роль, то есть
осуществлять систему действий, которых от него ожидает окружение (в самом
воинском коллективе – командиры всех рангов, товарищи по службе, а в обществе – гражданское население).
Слайд 10
Для того чтобы молодой человек, призванный на военную службу, не
испытывал чрезмерных напряжений, связанных со своей новой социальной ролью, не
похожей на все предыдущие (сын, ученик, студент, больной и т.д.), он должен быть заранее хорошо осведомлён о требованиях, предъявляемых социальной позицией и ролью военнослужащего и, образно говоря, врасти в неё, сделать её частью своей личности.
Слайд 11Первые этапы принятия социальной роли военного человека сопровождаются переживаниями, связанными
с внешними атрибутами – признаками, символами этой ролевой позиции: значками,
формой и экипировкой. Юноша беспокоится, как он будет выглядеть в глазах значимых для него людей. Если эти переживания имеют позитивную эмоциональную окраску (удовольствие, радость, гордость), то на последующих этапах они уступают место тому, что воинская служба становится частью личности солдата.
Слайд 12
Но иногда многие проблемы в армии оборачиваются для молодых людей
чуть ли не трагедией, поскольку военная служба – один из
наиболее сложных и трудных видов человеческой деятельности.
В связи с этим необходимо обладать определённым уровнем знаний о стрессе и дистрессе, а также о своих психологических особенностях: темпераменте (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), направленности своей личности (важно осознать свои потребности, ценности в жизни, идеалы, интересы).
Слайд 13
С познания себя начинается самовоспитание и самоподготовка, которые помогают молодому
человеку быстрее и эффективнее адаптироваться в новых для него условиях.
Слайд 14Источники.
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений
/ В.В.Марков, В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. – 9-е изд., испр. -
М. : Дрофа, 2010.
фотографии выпускников, исполнивших конституционный долг в рядах ВС России в периоды с 2007 по 2012 годы.