Слайд 2Рефлексия – это:
процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
обращение внимания субъекта на самое себя и на своё, в
частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
(от лат. reflexio — обращение назад )
Слайд 3ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА
не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые
другими со своими
Слайд 4ПОЭТОМУ
способ, понятый и принятый обучаемым как эффективный, позволяет строить ему
свою учебную деятельность, решает проблему осознания средств собственного развития
РАЗВИТАЯ
СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ОБУЧЕНИЯ!!!!
Слайд 5РЕФЛЕКСИЮ можно ПРИМЕНЯТЬ
НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ УРОКА (чаще всего применяется в
конце урока);
После изучения отдельной
- темы;
- раздела
Слайд 6Классификация
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного
материала
Слайд 7РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
проводится в начале урока (для установления
эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности
МЕТОДЫ
1. карточки с изображением лиц;
2. цветовое изображение настроения;
3. эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)
4. оценка эмоционального состояния
Слайд 11Цветовое изображение настроения
у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они
показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и
в конце урока;
прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ;
прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Настроение - цвет:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Слайд 12Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)
картины с изображением пейзажа (одна
картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым);
- эмоционально-музыкальная
концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)
Слайд 13Рефлексия настроения + эмоционального состояния
Вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие
эмоции ты испытываешь?»
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Какие эмоции вы испытываете?
Положительные / Отрицательные
Удовлетворение /Неудовлетворение
счастье / скуку
радость / печаль
успех / колебания
спокойствие / страх
Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно)
был активным, эмоциональным
полностью выполнил задание
получил хорошую отметку
Слайд 14РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным
материалом, поиска наиболее рациональных;
ученик должен не только осознать
содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Слайд 15МЕТОДЫ
1.ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить
и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить
учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
2. Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий).
Слайд 16РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
МЕТОДЫ
-прием
незаконченного предложения;
- прием «Выбора афоризма»;
- оценки «приращения» знаний и
достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
- прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;
- рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);
- рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
Слайд 18Прием «Незаконченные предложения»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял,
что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я
смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 19Упражнение «Плюс – минус – интересно»
Слайд 21ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
А) ИНДИВИУАЛЬНАЯ
Б) КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ
Слайд 22Рефлексия работы в группе
Как общение в ходе работы влияло на
выполнение задания?
делало её более эффективной
тормозило выполнение задания
не позволило точно
выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
взаимодействие
взаимопонимание
были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
недостаток информации
недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
ориентированный на человека
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Слайд 23РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ
что я делаю?
с какой целью?
каковы результаты моей деятельности?
как
я этого достиг?
можно ли сделать лучше?
что я буду делать дальше?
Пока
педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!
Слайд 24
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс
РЕФЛЕКСИЯ,
ведя обучаемого к осознанию эффективных
способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов,
в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!