Слайд 1Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ
Слайд 2
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3«Словарь русского языка»
С. И. Ожегова:
«Здоровье-это правильная, нормальная деятельность
организма».
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье
– это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Слайд 4Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем
– одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность
обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи.
Слайд 5 Анализ состояния здоровья детей
За последнее десятилетие
количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и
увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3%.
Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Слайд 6По данным Института возрастной физиологии:
За период обучения в школе число
здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается
к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 %. Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.
Слайд 7
В течение последних четырех лет последовательно были утверждены Федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) второго поколения для начального
общего образования (НОО) (2009 г.), основного общего образования (ООО) (2010 г.) и среднего полного общего образования (СПОО) (2012 г.). Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году, а введение стандарта полного общего образования – в 2020 году.
Слайд 8В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны
характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен:
выполнять правила здорового и
безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО);
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (СПОО).
Слайд 9Понятие «технология»
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
Технология - это искусство, мастерство,
умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
Слайд 10Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным
прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что
она имеет выраженную этапность -пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В. А. -канд. пед. наук)
Слайд 11Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном
процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и
педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.
Слайд 12Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной,
психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путем внедрения научно-эффективных технологий,
способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Слайд 13
Целевые установки здоровьесберегающей технологии:
стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
показывать им, что
жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:
отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес школьников к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
соблюдение СанПиНов
Слайд 14Основой здоровьесберегающей технологии
является
соблюдение следующих принципов:
учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная)
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.
Слайд 15Уроки должны быть яркими, материал – запоминающимся,а учитель – “артистом,
художником,горячо влюбленным в свое дело…”
А.П.Чехов
Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.
Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.
Слайд 18
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением
в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности
детей на хорошем уровне проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутки проводятся учителем по мере необходимости во время занятий. Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Особенно это эффективно на 25ой минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.
Слайд 19В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный
массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить”
детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Слайд 20
Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки”
расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и
слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Слайд 21
Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно использовать во
время урока.
Слайд 22Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по
степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование
психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.