Слайд 1Профессионально-психологический отбор граждан при первоначальной постановке на воинский учет
Подготовила
педагог-психолог
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2 п.Пангоды»
Шамиловская С.В.
Слайд 2Организация постановки и постановка граждан на
воинский учёт регламентируется:
Федеральным законом
от 28 марта 1998 г.
N 53-ФЗ «О воинской обязанности
и
военной службе»
Постановлением Правительства РФ от
27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении
Положения о воинском учете»
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
Приказом Министра обороны РФ N 240 Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе»
Приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663»
Слайд 3 Профессиональный психологический отбор - комплекс
мероприятий, направленных на осуществление
качественного
комплектования воинских должностей на
основе обеспечения соответствия профессионально важных
индивидуально-психологических
качеств и способностей
граждан, поступающих на военную службу, требованиям
военно-профессиональной деятельности.
Мероприятия по профессиональному психологическому
отбору проводятся с использованием методов социально –
психологического изучения, психологического и
психофизиологического обследования.
Слайд 4Социально - психологическое изучение - оценка условий воспитания и развития
личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения
в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.
Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно - психическую устойчивость.
Социально - психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).
Слайд 5Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально - психологическое
испытание (тестирование) проводится с использованием универсального набора из семи психодиагностических
тестов, в том числе с использованием технических средств профотбора.
Слайд 6Психологическое и психофизиологическое обследование граждан проводится в целях определения у
них уровней развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки
по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
граждане при постановке на воинский учет,
проходят медицинское освидетельствование
врачами-специалистами.
Слайд 7
Врачи, по результатам медицинского
освидетельствования дают заключение
о годности гражданина
к военной службе
по следующим категориям:
А -
годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с
незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе
Слайд 15С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, подразделяются на классы
сходных воинских должностей:
командные
операторские
связи и наблюдения
водительские
специального назначения
технологические
Слайд 161. Командные воинские должности
Для того чтобы успешно исполнять
обязанности на
командных должностях,
человек должен выработать у себя ряд
необходимых качеств.
Надо
иметь хорошую, разностороннюю
физическую подготовку. Обладать
ясной и разборчивой речью, уметь
кратко и логично обоснованно излагать
свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу.
Развитые организаторские и (организаторские) , познавательные
(интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в
сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные
решения в короткий срок. Инициативность, самообладание,
ответственность, требовательность, принципиальность,
самостоятельность.
Слайд 17Он должен знать основы педагогики и основные принципы обучения и
воспитания, а также методы формирования у подчиненных необходимых для службы
качеств. Ему должны быть известны основы управления воинским коллективом, порядок оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации и контроля исполнения.
Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств:
• способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров;
• умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;
• упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач;
• умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи.
Слайд 182. Операторские воинские должности
В зависимости от содержания и характера
операторских
обязанностей различают
несколько видов должностей операторов:
операторы-технологи
операторы-диспетчеры
операторы- исследователи и др.
Операторам также
необходим ряд профессионально важных качеств:
развитая оперативная и долговременная память;
способность к длительной концентрации внимания;
умение выделить в информации главное;
точность и быстрота зрительного и слухового восприятия;
хорошая координация движений;
эмоциональная устойчивость;
аккуратность и ответственность,
точный глазомер,
быстрота мышления,
умение выделить в информации главное.
Слайд 193. Воинские должности связи и наблюдения
Связь - основное средство управления
войсками и оружием.
Деятельность связистов сопряжена
со значительными физическими
и
эмоциональными нагрузками,
которые могут неизмеримо возрастать
особенно в условиях информационной войны.
Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и
Наблюдения необходимы следующие профессионально важные качества:
острый слух и зрение;
точность (сенсорные) слухового (зрительного) восприятия;
устойчивость внимания; развитая оперативная память;
правильная дикция и разборчивый почерк;
хорошее владение русским языком;
подвижность кистей и пальцев рук;
развитое чувство ритма;
выносливость нервной системы.
Слайд 204. Водительские воинские должности
Все они должны обладать
следующими качествами:
умение
водить самодвижущуюся
военную технику днем и ночью,
в любое время
года, в различных
погодных условиях и в боевой
обстановке; соблюдение
установленных правил движения;
своевременное проведение технического
обслуживания, осмотра,
ремонта и регулировки
материальной части;
уверенно управлять
техникой
и контролировать
ее работу в условиях
быстроменяющейся
обстановки.
Слайд 21Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый
военный водитель должен быть
физически здоровым, закаленным
и выносливым.
В профессиональном отношении водитель должен
иметь прочные
знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и
обслуживания подвижного средства.
Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой
нервно-психической устойчивостью;
развитой зрительной и слуховой памятью;
подвижность нервной системы;
быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
умением сохранять работоспособность;
нормальным цветоощущением.
Слайд 225. Воинские должности специального назначения
Это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов
и др.
Деятельность на этих должностях осуществляется в особо
напряженных,
часто в экстремальных условиях и связана с очень
высокими эмоциональными и физическими нагрузками.
Воины должны уметь мастерски применять штатное оружие,
технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно,
проявлять инициативу и находчивость.
Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие
этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную
физическую подготовку, высокие морально-боевые качества:
мужество, самоотверженность, чувство ответственности,
коллективизма, войскового товарищества.
Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и
выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро
перерабатывать большой объем информации и принимать верные
решения.
Слайд 236. Технические воинские должности
Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии
вооружения
и военной техники обеспечивают военнослужащие,
занимающие технические воинские должности. Специалисты
технических специальностей должны уметь выявлять причины
неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и
настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и
неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и
эксплуатации.
Они должны знать основы механики, квантовой физики,
электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях
приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.
Для успешного исполнения обязанностей эти специалисты
должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой
оперативной памятью, развитым наглядно - действенным и
наглядно - образным мышлением, нормальным цветоощущением,
склонностью к работе с техническими устройствами.
Слайд 247. Прочие воинские должности
К военнослужащим, проходящим службу на этих должностях,
не предъявляется каких-либо специфических требований, но все
они должны обладать
такими профессионально важными
качествами, как:
смелость,
решительность,
мужество,
самообладание.
Слайд 25 Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный
коллективный характер. Военнослужащий должен
ещё обладать
способностью работать в коллективе.
Умение жить бесконфликтно –
это одно из важных требований
воинской деятельности, относящееся к любым воинским должностям.
Военная служба всегда была для человека испытанием его духовных
и физических сил, это первая ступень, где проверяется уровень
подготовки человека к взрослой жизни, где каждый получает оценку
уровня своей подготовленности к жизни.
Слайд 26 Проведение такого исследования не только позволяет
дифференцировать призывников по их
психологическим
особенностям, но и доказывает необходимость и важность
индивидуального подхода
к ним, как при выполнении текущих
задач, так и при необходимости решения спорных вопросов и
разрешения каких-либо нестандартных ситуаций.
Учёт этих особенностей и формирование подразделений с их
учётом является важным фактором, обеспечивающим
психологическую комфортность службы, как рядового, так и
командного состава, положительную динамику в сознании
призывников и отношении общества к военной службе, т.е. в
конечном итоге способствующим более эффективному решению
задач, стоящих перед Вооруженными
Силами Российской Федерации в целом.