Слайд 1Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и
семье
Рубцова Наталья Валерьевна
Слайд 2Содержание ФГОС
Область «Безопасность»:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам
безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Область «Познание»:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Слайд 3Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей,
родителей, педагогов).
задачи по экологическому воспитанию.
исследование возможности повышения уровня
экологической культуры педагогов, родителей, детей;
формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;
на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
формирование знаний о природе;
развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;
обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья
Слайд 4Схема построения экологического образования в ДОУ
Слайд 5В помещении
Исследовательский
центр
Уголки природы
Мини-музеи
Мини планетарий
Экологический
театр
Календарь
природы
Комнатные
растения
Животные
Аквариумы
Огород на
подоконнике
Аптека
на
подоконнике
Библиотека
Экологическая
тропа
Огород
Клумбы и
газоны
Природные и
ландшафтные
особенности территории
Модель экологического пространства
в ДОУ
Коридоры
и холл
Музыкально-
физкультурный зал
Деревья и
кустарники
На участке
группы
Слайд 6Экологические центры:
групповые уголки живой природы о опытническо -экспериментальные лаборатории
Слайд 9Лаборатория «Почемучки» экологический уголок
Слайд 10Экологические пространства на территории ДОУ- цветники, уголок леса и луг.
Слайд 11Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ
метод наблюдения
с подключением различных анализаторов,
опыты и эксперименты,
проблемные ситуации или проведение опытов
(позволяющих «открыть новое знание»);
словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),
практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),
игровые методы и игра,
практическая работа и поисковая деятельность;
экскурсии,
метод проектов
Слайд 12Формы работы с детьми
занятия;
экскурсии;
практическая деятельность в природе;
природоохранные акции;
экологические проекты (педагогические,
детско-родительские);
проведение экологических викторин и олимпиад;
выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов,
газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»
Слайд 15Экологические заповеди
главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л.
П. Симоновой),
терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным),
внимательность
(следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),
бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)
Слайд 16Условия организации работы с родителями
разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с
родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника;
создания
эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе;
методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.
Слайд 17Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются
проекты.
Задачи:
развитие коммуникативных навыков и связной речи,
развитие исследовательских
навыков,
умения планировать деятельность для получения конечного результата,
повышение личной уверенности у каждого участника проекта,
проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек
Слайд 18Формы работы с родителями
Детско-родительские проекты,
Семейные клубы,
Встречи по интересам
Информационное просвещение родителей,
Совместные
мероприятия (экскурсии в музеи, зоопарк, дендрарий, планетарий),
Совместные занятия,
Экологические праздники и
развлечения,
Совместные акции
И другое