Слайд 1Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема урока: «Зимние изменения в неживой
и живой природе. Невидимые нити в зимнем лесу»
2 класс
Учитель:
Паршина Валентина Ивановна.
В ГОСТИ К ЗИМЕ
Слайд 2Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Слайд 3Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое
низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.
Слайд 4Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.
Слайд 5Зима – трудный период в жизни зимующих животных. В это
время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь,
вьюгу.
Слайд 6ЗИМНИЙ КАЛЕНДАРЬ
14 ДЕКАБРЯ. Наум-грамотник.
19 ДЕКАБРЯ. Никола чудотворец.
7 ЯНВАРЯ. Рождество.
14 ЯНВАРЯ.
Васильев день.
19 ЯНВАРЯ. Крещение Иисуса Христа.
4ФЕВРАЛЯ. Тимофей-полузимник.
15ФЕВРАЛЯ. Сретенье.
Слайд 8ДЕКАБРЬ
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре мороз нарастает, зато день
прибывает.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Слайд 9ЯНВАРЬ
Месяц январь – зимы государь.
Январь – ломонос: береги свой нос.
В
январе холода над землёй повисли.
Слайд 10ФЕВРАЛЬ
В феврале два друга – мороз да вьюга.
Бури да метели
под февраль налетели.
Февраль рисует, малюет, красну весну встречает.
Слайд 12 Летели серые гуси, нароняли белого пуха.
На всех садится,
Никого
не боится.
Слайд 13Лежал, лежал, да в реку побежал.
Что вверх корнем растёт?
Слайд 15Как зима отразилась на жизни растений и животных?
Слайд 16Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом
дубе
Орешки я грызу.
Слайд 17К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной
защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в
развилках веток или дуплах деревьев.
Слайд 18К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про
запас отбирает самые лучшие плоды.
Слайд 19Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...
Слайд 20Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается
клубком и прикрывается хвостом.
Слайд 21Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается
к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми
зубами.
Слайд 22Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Слайд 23Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет
по бурелому, воде.
Слайд 24Берлогу выстилает травой, сухим папоротником. Ложится головой к выходу, прикрывает
морду лапой и спит. В это время он пищу не
употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Слайд 25Если медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и
в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Слайд 26Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Слайд 27Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах
оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей,
реже роют их самостоятельно.
Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км.
Волк активен ночью, питается любыми животными. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса.
Слайд 28Волки, как правило, живут в стаях, состоящих из 6-10 особей.
Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу,
волки разделяются на небольшие группы.
Слайд 29Шапка бегает в бору
И стволов грызёт кору.
Слайд 30Запасов на зиму не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт
тоненькие веточки.
Слайд 31Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув
широко.
Слайд 32Зимой лось чаще держится в смешанных и хвойных лесах, с
густым подлеском и хорошим молодняком. Летом 5–6 периодов питания у
него чередуются с периодами покоя. Почти повсюду посещает солонцы, где пьет солоноватую воду и грызет богатую солью почву.
Слайд 33Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года
стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров
(охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага — волка, реже медведя.
Слайд 34Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и
дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это
поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовётся бойкий чиж.
Слайд 35Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь
стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как с утра и до
заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.
Слайд 37Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время?
Слайд 38РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ
ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ
ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ
ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ
ИЩУТ КОРМ
Слайд 39Источники:
Animashky.ru c 2006-2008
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
www.google.ru.
Учебно-воспитательная работа в
начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000
Учебно-воспитательные занятия в
группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000