Слайд 1Окружающий мир
4 класс, II часть
Учитель:
Гурьянова Валентина Владимировна,
МОУ СОШ № 33,
г.Томска
Приложение № 6 к уроку по теме: Михаил Васильевич Ломоносов
Слайд 2Петр Великий
Почему для России важен был флот?
Рассказать о детстве
ПетраI
Чем царь Петр I отличался от других европейских правителей?
Какие главные
перемены произошли в России при Петре I?
Слайд 5Кроссворд
1.Прозвище Петра I
2.Как назывался его полк?
3.Что перевезли из Владимира в
лавру?
4.Фамилия Петра I
5.В устье какой реки была построена морская крепость
Кронштадт?
6.Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла?
7.Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём?
8.Что было в округе той местности, где начали строить Санкт - Петербург?
9.Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?
Слайд 6Михаил Васильевич Ломоносов
8 (19) ноября 1711 года у Василия
Дорофеевича Ломоносова
родился
сын – Михайло Ломоносов.
Они жили в рыбацкой
деревушке на севере России,
близ
города Холмогоры
Его отец был рыбаком, и
готовил своего сына к тому же.
С 10 лет Михайло был
с отцом на промыслах в Белом и
Баренцевых морях. Судно
Ломоносова односельчане
прозвали «Чайка».
Слайд 9Первые учебники
В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым
учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было
под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Слайд 10Автографы Ломоносова
Найденные автографы нам говорят о том, что Михайло Ломоносов,
которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько
грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.
Слайд 11Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё
в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При
мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу "китаечное полукафтанье". Помог Ломоносову и ещё один земляк, о чём свидетельствует следующая запись в книге поручителей к выплате налога : "1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукой по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался..."
В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.
Слайд 12Путь Ломоносова из Холмогоров в Москву
Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов
на пути в Москву»
Слайд 13Обучение в Москве
В Москве Ломоносов поступил в славяно-греко-латинскую академию ,
так как латинский язык был международным языком науки.
Нелегки были
годы учебы. Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше и выше всех. Вот как об этом он вспоминал : «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. За пять лет он прошёл курс школы, и выучился латинскому и греческому языкам.
Слайд 14Где ещё учился М.В. Ломоносов
В числе лучших двенадцати учеников, отправленных
за хорошую учёбу в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов.
В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург.
Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.
Пять лет он учился в Германии, по возвращении стал работать в Петербургской академии наук.
Слайд 15Книги М.В.Ломоносова
Автор трудов по русской истории.
Крупнейший русский поэт-просветитель 18
в..
Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.
Автор поэм,
поэтических посланий, трагедий, научной грамматики русского языка.
Возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины.
Член Академии художеств
Слайд 16Обращение М.В.Ломоносова к потомкам
“О вы, которых ожидает Отечество от недр
своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О,
ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.
Слайд 17Открытия Ломоносова
Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/
Развивал атомно-молекулярные представления о
строении вещества /физика/
Создал ряд оптических приборов.
Открыл атмосферу на
Венере.
Описал строение Земли.
Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.
Автор трудов по русской истории.
По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Слайд 18Любимая наука -химия
Вещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова
Слайд 19Память народная
М. В. Ломоносов умер в 1765 году.
Уже при
жизни учёного велика была его слава, причём не только в
"пределах российских", но и в других странах.
Памятник М. В. Ломоносову установленный на его родине П. И. Челищевым
Слайд 20Памятники М.В. Ломоносову на Родине
Памятник Ломоносову в г. Архангельске
Памятник
Ломоносову в
г. Архангельске
у ПГУ им М.В.Ломоносова
Слайд 21НАГРАДЫ – Орден Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения
в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной
деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Слайд 22Работа с учебником
Читайте С.101-103
Сделайте открытие и обсудите в группе:
что
нового мы узнали из учебника?
Слайд 24Наши открытия
Красна птица пером, а человек умом.
Корень ученья горек, а
плод сладок.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Знания никому не в
тягость.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Перо пишет, а ум водит.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Кто хочет много знать, тому надо много читать.
Слайд 26Домашнее задание
Обязательно .
С. 101 – 104 читать отвечать на
вопросы.
По желанию
Приготовить сообщение о М.В.Ломоносове
Составить кроссворд
Приготовить вопросы по теме
Моя
фантазия