Слайд 1Простые чудеса о кольчуге, мече, сарафане и платке
Презентация выполнена учителем
ГБОУ СОШ № 687
Яшковой И.В.
Слайд 2КОЛЬЧУГА
Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных
колец. Важнейшей его частью была рубашка (собственно кольчуга), большей частью
с короткими рукавами; кольчужная бармица дополняла боевые наголовья - шлем и мисюрку. Из железных колец делали также боевые чулки и перчатки. Относительная лёгкость и гибкость кольчуги позволяли воину быть достаточно подвижным
Слайд 3
Первые Кольчуги известны в 1-м тысячелетии до н. э. в
Ассирии. Позднее они были распространены на Востоке (особенно в Иране
и сопредельных с ним странах) и в бассейне Средиземного моря, включая Древний Рим и Северное Причерноморье (сарматы). Со времени крестовых походовпоходов Кольчуги распространились и в Западной Европе. На Руси Кольчуги были основным видом оборонительных доспехов, они широко известны по курганным находкам 10 в.
Слайд 4Кольчуги изготовлялись специальными мастерами - кольчужниками ...Мастера-кузнецы составляли кольчуги не
менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13
мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требовалось для изготовления всего одной "железной рубашки". Кольца обычно бывали одинакового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением. Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклёпывалось...
Слайд 5
...Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в Х-XI веках
была длиной по колено, имела полный рукав и весила до
10 кг. Наши кольчуги были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см - до локтя. Разрез ворота находился посередине шеи или был сдвинут в сторону; застёгивалась кольчуга без "запаха", воротник достигал 10 см. Вес такой брони равнялся в среднем 7 кг.
Слайд 7Древнерусский меч
Мечи на Руси появились с некоторым опозданием, по сравнению
с Западными государствами.Первые мечи начали продавать скандинавы по Волжскому торговому
пути в IX в., то есть в эпоху основания Руси. Выдающийся отечественный археолог Арциховский в своих работах отмечал, что меч был главным предметом вооружения профессионального воина во времена раннего Средневековья.
Слайд 8Мечи были дорогим товаром, а, значит, были доступны только богатым
воинами или вооруженным за чужой счет наемникам. Они передавались из
поколения в поколение и считались истинной драгоценностью. В IX – XI вв. мечи были только у высшей прослойки военного общества – старшей дружины. В младшей дружине мечи были только у командиров отрядов «отроков». В мирное время эти дружинники выполняли судебные, полицейские и таможенные функции и звались «мечниками».
Слайд 9
Внешне меч состоял из обоюдоострого достаточно широкого и тяжелого клинка,
а также короткой рукояти (на Руси – трена или крыжа).
Стороны лезвия назывались голомнями, само острие – лезвием. В рукояти выделялись яблоко, черен и огниво. Для облегчения веса лезвия на его сторонах делали желоба - долы (если широкие) и долины (если узкие). Также они несли и декоративную функцию. Позже, мечи романского типа начали затачивать на конце, что позволяло выполнять колющий удар.
Слайд 10
У мусульманских авторов встречается предание о том, как в русских
семьях после рождения младенца отец клал перед новорожденным меч и
завещал ему в наследство только то имущество, которое он сам добудет с помощью этого меча. Оружия прославленных героев становились символами доблести и непобедимости. Их сохраняли, как, например, мечи псковских князей Всеволода и Довмонта, которые хранились в Троицком соборе, или меч князя Бориса, который хранился в одной из церквей Владимира.
Слайд 12
Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в
Никоновской летописи от 1376 года. Формы и стили изготовления сарафанов
менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. В XIV веке сарафан могли носить воеводы и великие московские князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении. С правлением Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II.
Слайд 13
Сарафан -явление чисто русское, ни в одной славянской стране сарафанов
не носили. Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси
в документах 14 века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана - шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Встречались и другие названия - по ткани: кумашник, набоешник, штофник. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани - атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях - парчу.
Слайд 14Русский платок
«Глядя на женщин из славянского племени кривичей,
можно было подумать, что у них у всех болят зубы,
– писал русский этнограф Д.К. Зеленин. – Платок они повязывали так: ткань охватывала подбородок и горло, а узел располагался высоко на макушке.
Слайд 15
Но на самом деле все совсем наоборот – именно для
того, чтобы не простудить зубы и горло, не заработать насморк,
древлянки, кривичи повязывали платки таким замысловатым образом. Климат по верховьям Волги и Двины был суровым, ветры дули сильные, холода держались по полгода». По мнению ученого, платки под подбородком завязывали южные славяне. А вокруг головы, наподобие чалмы, оборачивали восточные.
Слайд 16
По христианскому обычаю женщины не должны ходить с непокрытой
головой. Строгие священнослужители выводили из церквей простоволосых представительниц прекрасного пола
и с осуждением смотрели на таковых, встречая их на улицах.
Слайд 17
И наши предки, язычники, с ужасом взирали на «мужатых» (замужних)
женщин с непокрытой головой. По древнему поверью женские волосы обладали
магической силой, полученной от волос Земли-матушки – трав и ветвей деревьев. Считалось, что женщина с распущенными волосами может навести порчу, лишить рассудка. Язычники верили, что колдуны по ночам собирают женские волосы и используют их для приготовления зелий и ядов. Чтобы ни один волос не упал на землю, замужние крестьянки плели две тугие косы и укладывали их на макушке, а поверх надевали платок. Он закрывал лоб, уши и заднюю часть шеи, концы завязывались на макушке и торчали, как рога. Согласно верованиям древних славян, рога быка-тура, символа Перуна, оберегали от всякой напасти и опасности. Женщины в деревнях носили платки и зимой, и летом, и в праздники, и в будни.