Слайд 1 Презентация
«Ремесла Курского края»
Подготовила:
Чаленко Елена Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 4»
г. Железногорска Курской области
2012 г.
Слайд 3- это обработка через обжигание глины для превращения её в
предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения.
Гончарное производство
Слайд 4Примерно в IX—Х вв. в России появился гончарный круг—простейший станок
или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой.
Слайд 5Кузнечное ремесло
Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.
Слайд 6 В России ковочное дело стало развиваться в 1732
году в селе Хорошево под Москвой, где была открыта самая
первая в Европе коновальная школа.
Слайд 7 При работе лошади на твердой поверхности некоторые части
копыта быстро повреждаются. В этом
случае лошади больно наступать. Она начинает хромать или вообще отказывается наступать на поврежденную ногу. Кованная подкова помогает защитить копыта лошади от изнашивания и всемозможных травм.
Подкова — это приспособление для защиты копыт лошади.
Слайд 8 В древние времена, когда еще не существовало подков
применялись приспособления, сплетенные в виде башмака или чулка из разных
материалов:лыка, кожи, тростника или обычных pастительных волокон. А кpепились самодельные копыта прочными веpевками, или же pемнями. Такие башмаки не были прочными, а ремни и веревки вызывали дерматиты. Подошву копыт pабочего скота мазали смолой. Позже подковы научились крепить специальными гвоздями.
Слайд 9Подкова на счастье
Представление о том, что подкова приносит
счастье, пришло из Древнего Египта. По легенде лошадей для колесниц
фараона подковывали золотыми подковами, и за мчащимися колесницами неслась толпа в надежде на то, что подкова из золота достанется счастливцу.
Слайд 10 На Руси издревле найти подкову на дороге считалось
очень хорошей приметой, особенно если она отлетела от задней, ближайшей
к прохожему, ноги серой кобылы. Примета эта идет из тех времен, когда лошадь была самой большой хозяйской ценностью. И подковать свою лошадку мог себе позволить далеко не каждый: слишком уж драгоценны были «железные башмачки», которые, несмотря на все старания кузнецов, частенько отваливались. Найденную подкову можно было переплавить или продать — невероятная удача для работяги-крестьянина.
Слайд 11 По стариной легенде святой Дунстан был известным кузнецом, и
однажды к нему пришел дьявол в обличии лошади. Он стал
соблазнять кузнеца на плохие дела. Однако кузнец не поддался дьяволу, а взял и подковал «рогатого», да пригвоздил его к стене. Тот запросил пощады. И чтобы этот черт больше в кузне не появлялся, на дверь повесили подкову. Отсюда и пошли многие приметы о подкове. После этого случая люди стали вешать подковы на двери в своих домах, чтобы отпугнуть злых духов.
Найденную же подкову принято вешать на дверь, но зачем? И, интересно, откуда пошла эта традиция?
Слайд 12Как же правильно вешать подкову рожками вверх или вниз?
В
странах Востока, Европы и Латинской Америки подкову вешают на стену
в положении рожков смотрящих вниз. Таким образом, счастье льется прямо на вас. В Англии и Ирландии считают, что подкову надо вешать рожками вверх. Тогда счастье не вытекает.
Подкова в Мексике – украшается ленточками и монетками с изображениями святых. Она висит довольно высоко и ее трогать ни в коем случае никому нельзя. В Италии, наоборот, - подкову вешают так, чтобы каждый, кто входит в помещение ее задевал.
В нашей стране подкову принято вешать рожками вниз.
Слайд 13Плетение из лозы
К одной из наиболее распространенных разновидностей
обработки дерева относится плетение изделий из древесных прутьев, особенно ивовых
(лозы).
Слайд 14Из лозы можно сплести практически всё!
Чего только не
создавали умельцы — от грибного лукошка и хозяйственных корзин до
дорожных сундуков и плетеной мебели!
Слайд 15Глиняная игрушка
Традиционными для Курского края также является глиняная
игрушка.
Слайд 16Бондарство
Бондарь - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную
посуду (бочки, кадки, лоханки).
Слайд 17Очень развито было в области иконописание.
Особо искусными мастерами славилась слобода
Борисовка.
Слайд 19 Начало развиваться еще в XVI-XVII вв. Коврами украшались парадные
сани, покрывались лавки, сундуки; ковры использовались в обрядах.
Одним из центров ковроделия была Курская губерния.
Со второй половины XVIII в. ковроткачество превратилось в промысел.
Ковроткачество
Слайд 20Курские ковры по мотивам узоров определяются специалистами как цветочные. Обычно
на чёрном фоне (реже на «поле» другого цвета) изображены букеты,
гирлянды, разбросанные розы красного и розового цвета различных оттенков.
В первой половине XIX в. возникают помещичьи ковроткацкие мастерские и начинается широкое производство ворсовых ковров.
Слайд 21Извозничество
В прошлые века по
Курску люди ездили в таких экипажах.
- это занятие извозом
Многие
экипажи того времени имели уже «обувь» - резиновые шины на колесах. Но проку от них было не много. От булыжных мостовых резина не спасала.
Слайд 22 В начале 20 века каждый извозчик имел свою
медную бляху с номером – аналог современных «шашечек». О цене
извоза просто договаривались с клиентом.
Для «лошадиных такси» были отведены специальные места для «отстоя» около вокзалов и присутственных мест. Извозчикам строжайше запрещалось, например, подъезжать к крыльцу вокзалов. Пассажир должен был сам подойти и взять извозчика.
Слайд 23 Для извозчиков были прописаны правила, которые, например, гласили:
«Они обязаны иметь одежду без заплат другого цвета, содержать экипажи
в исправности, чистоте, с фартуками - летом, а зимой - с полостями. С наступлением сумерек зажигать фонари на экипажах и ставить оные в один ряд вдоль тротуара».
Фартуком называли легкое покрывало на ноги в экипаже, защищающее седока от дорожной пыли, а полость - покрывало на ноги в экипаже, обычно меховое.
Слайд 24 Первые отличались высокой таксой, но ездили быстро, а
также обладали хорошими экипажами. Вторые были, что говорится, «золотой» серединой».
Услуги последних стоили дешево, но и качество услуг, а также самих экипажей у них оставляло желать лучшего.
Извозчиков тогда делили на лихачей, обычных извозчиков и «ванек».