Слайд 1Шÿвыр ( волынка) -
один из древнейших музыкальных инструментов мари.
Работу
выполнил:
Никольский Николай
ученик 3 «Д» класса
МОУ
СОШ №27
Руководитель:
Данилова Галина Сергеевна
учитель марийского языка
Исследовательский проект:
Слайд 2 Актуальность исследования: сохранение и развитие инструментального творчества народа мари в
настоящее время стало популярным и востребованным.Музыкальные инструменты становятся наглядными предметами
для изучения истории культуры и пропаганды музыкального творчества марийского народа.
Объекты исследования: исследователей, книга О.М Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари», музыкальный инструмент шÿвыр
Слайд 3 Цель исследования: Изучить, систематизировать и обобщить материалы об истории развития
и функционирования шÿвыр.
Задачи:
Провести опрос среди одноклассников с целью выявления
интереса к шÿвыр .
Собрать и проанализировать литературу по проблеме исследования и пропаганде марийских музыкальных инструментов.
3. Встретиться с автором книги «Народные музыкальные инструменты мари» профессором О.М.Герасимовым и с мастером – исполнителем на шÿвыр А.С.Пчелкиным.
Гипотеза: изучение и пропаганда древних музыкальных инструментов, в том числе и шÿвыр , позволит глубже узнать, историю и культуру марийского народа, воспитать в подрастающем поколении уважительное отношение к народным традициям.
Слайд 4Техническое обеспечение проекта:
Фотоаппарат, компьютер, сканер, принтер
Ожидаемый результат и практическая ценность:
Данный
проект может стать свидетельством уважительного отношения к народным традициям и
хорошим началом в деле развития деятельности по дальнейшему изучению музыкального творчества и пропаганды национальных инструментов. Данная работа может быть использована на уроках ИКН, марийского языка и музыки при изучении тем, связанных с историей музыкальных инструментов.
Слайд 5Результаты опроса среди одноклассников.
1. Имеете ли Вы представление о
шÿвыр - волынке? Да / Нет.
2. Видели ли Вы настоящую
шÿвыр - волынку (не рисунок)? Да/Нет.
3. Слышали ли Вы исполнение на шÿвыр - волынке? Да / Нет.
1.
2.
Слайд 6.
Сбор источников информаций
Слайд 7Середина 19 века – появление первых сведений о музыкальном фольклоре
народа мари
Сельские музыканты. Фото 19 века из архива
Национального музея
имени Евсеева.
Слайд 8Молодежный ансамбль из Ново – Торъяльского района. Фото 30-х годов
20 века. Из архива Центра народного творчества Министерства Культуры РМЭ
Слайд 9Первые исследователи шÿвыр.
Никифоров
Петр Никифорович
Эшпай
Яков Андреевич
Газетов
Виктор Михайлович
Слайд 10Прочие слова Игнатия Гавриловича Шабердина.
«Давайте, друзья разыграем на нашем
шÿвыре лучше. Если взяться цепко, и наш шÿвыр в нашем
искусстве может занять достойное место и прославиться. Тогда воспрянут и мастера, потянутся к исполнительству многие…
Все это принесет народу радость, и наше поколение, и внуки скажут нам свое «Тау!» нашему благородному делу».
Слайд 11На шувыре играет И.Г.Шабердин
Идет запись на эстонском телевидении.
Таллин, 1979 г.
Звучит
свадебная сернурских мари на концерте Всесоюзной научно – практической конференции
«Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. Москва, 1974 г.
Слайд 12Олег Михайлович Герасимов и его книга «Народные музыкальные инструменты мари»
Слайд 13О.М.Герасимов и народный музыкант М.Н.Николаев
О.М.Герасимов с ансамблем «Шÿвыр»
Слайд 14А дальше я задумался, а есть ли у других народов
волынка?
И я исследовал, что у
разных народов волынки различаются по таким параметрам, как материал, размер, количество игровых труб.
Шотландская волынка
Нортумбрийская волынка
Французская волынка
Испанская волынка
Грузинская волынка.
Армянская волынка.
Молдавская волынка.
Эстонская волынка.
Слайд 15Как устроен шувыр?
ШУВЫР состоит из пяти основных
частей: шувырпу или челык – деревянная колодка; шÿвыр йытыр –
игровые трубки (две); чырлык или чытлык – пищики (два); шувыр пуч – раструб и шувырон – пузырь (воздушный резервуар).
Слайд 17 По мнению профессора
О. М. Герасимова, шÿвыр –
это один из древнейших музыкальных инструментов мари, заслуживающий самого пристального
к нему внимания не только как оригинальный, реликтовый инструмент мари. Шÿвыр – это эстетическое лицо древнего мари, его гордость, история.
Слайд 18Обрядовые функции шÿвыр.
Н.В.Токтаулов
Время свадеб.1981 г.
З.Ф.Лаврентьев
Сваты. 1995 г.
Слайд 19Почему все волынки разные?
Настоящих волынок осталось мало, сейчас идут модернизированные.
И чем же они отличаются?
Слайд 21Какая же она модернизированная волынка?
Слайд 22 Займет ли шÿвыр в повседневной жизни мари свои
прежние позиции ?
Настоящее и будущее шувыр.
Слайд 23Конференции, фестивали и конкурсы.
2003 г - научно-практическая конференция «Шÿвыр
– древнейший музыкальный инструмент народа мари» и Первый Республиканский фестиваль
исполнителей на волынке, посвященный имени Шабердиных.
Слайд 242004 г. – 2-ой Республиканский фестиваль волыночной музыки «Шÿвыр» в
г. Йошкар – Ола.
2009 г. - 3-ой Республиканский фестиваль волыночной
музыки «Шÿвыр» в г. Йошкар – Ола.
2011 г. - Республиканский конкурс – фестиваль национальной музыки в поселке Морки.
Слайд 26Народные таланты не угосают..
Выдающийся исполнитель на марийских музыкальных инструментах
Г.М.Пушкин.
Мастер по изготовлению музыкальных инструментов и исполнитель на шÿвыре Филип
Павлович Шабердин
Слайд 27Шокталте, шувыр!
Эх, шувыр, шувыр! Кадыр шувыр –
Шум – кылым рончышо
узгар.
Пера тосет, йомартле тумыр,
Туге лыжган колтет ызгал…
Шокталте, вожылын ит шого,
Куаным
ылыжте шумеш.
Яндар памаш – марий мурпого –
Тек ынже кошко курымеш!
Слайд 28Список литературы.
1.Герасимов, О. Народные музыкальные инструменты мари.- Йошкар-Ола: Мин. Культ.
РМЭ. Центр нар. творчества, 1996.
2. Газетов, В.М Марийские музыкальные инструменты
– «Марий Эл учитель» №5, 1991 №№ 1-2, 1992.
3.Герасимов, О. Шувыр- древнейший музыкальный инструмент народа мири. Республиканский цент народного творчества, 2003.
4. Кузнецов, В. Композиторы и музыковеды РМЭ /В. Кузнецов, Л. Кульшетова, В. Чеснокова // Йошкар – Ола, 2006
5.Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар – Олы: МарНИИЯЛИ, 2005. – 336с., ил.
6. Прокушев, Г.И. Бесседы об исскустве, Йошкар – Ола: Мар. Изд-во, 2008.
7. Шабердин, И.Г. Марий шувыр, Йошкар – Ола, 1989.
8.Тойдыбекова, Л.С. Марийская мифология. – Этнографический справочник. – Йошкар – Ола: 2007.- 312 с.
9. Эшпай, Я.А. Национальные музыкальные инструменты марийцев.- Йошкар-Ола: Марийское Гос. изд., 1940.