Слайд 1 « Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку
за то, что он проник в её жизнь и воспел
её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»
Константин Паустовский
Тема войны и природы в творчестве М. М. Пришвина.
Слайд 2Кто-то умный когда-то сказал: «Россия соткана из двух миров -
из мира дивной природы и мира уникальной культуры. Когда их
не будет, не станет и России».
Мир русской культуры рухнул давно. Мир природы ускользает от нас, просачиваясь сквозь пальцы. Он тает в тисках алчности железной пяты мегаполисов, пожирающих все больше земного пространства. Разрушается цепочка мировой гармонии: от необъятного безжизненного космоса - к живой природе - к одушевленной твари - к разумному человеку. Разрушение началось с конца, с человеческого разума. В результате по принципу домино гибнет мир животных, мир одушевленных тварей, исчезает живая природа. Жизнь огромного мира природы, жизнь животных уходят с земли, изгоняются.
Слайд 3Михаил Пришвин был простым и мудрым человеком, удивительно цельным и
чистым, быть может, даже и наивным. Всю жизнь он сохранял
в себе максимализм молодости и юношескую восторженность. Это Пришвин назвал реки и озера «глазами земли». Это он, Пришвин, смог так придумать: «весна света». Только он мог
описывать торфяные болота как «кладовые солнца» и тронуть рассказом о «горячей душе дерева» или
«бездонной нежности зверей». Язык Пришвина такой же мощный, такой же неприглаженный, живой, как и природа, о которой повествует писатель.
Слайд 4
Простыми средствами добиться полной правды красоты мира, стремить читателя к
добру –таково было творческое кредо Пришвина. И вот это гуманистическое,
одухотворённое любовью ко всему живому мировоззрение художника было поставлено перед тяжким испытанием – разразилась война. Вести о трагических потерях, о горе и лишениях потрясли престарелого писателя. Ему предстояло заново осмыслить основы своей жизненной философии, включить в неё и горе, и ненависть, и беспощадность к врагу. В дневниках, рассказах, повестях военных лет запечатлелись этапы этой коренной ломки.
Слайд 5В суровом 1943 году Пришвин заносит в дневник: «Знаю, и
всегда это знал, и терзался, что меньше, много меньше давал,
чем дано мне, но теперь ясно мне было, что, может быть, потому и мало давал, что писал только о радости, что, может быть, в этом я единственный писатель, и что быть таким очень трудно»… В этом же году, в самый разгар войны, написан цикл военного времени – « Соловей» ( другое название – «Рассказы о прекрасной маме» ). Эти короткие рассказы, каждый по-своему, утверждает победу жизни над смертью, радости над горем, победу светлых сторон человеческой натуры над тёмными.
Слайд 6«Прекрасная мама» - Родина берёт на себя заботу об осиротевших
детях, о своём будущем. Контуженные горем сироты делают первые шаги
на нелёгкой дороге взросления, они совершают первый нравственный выбор между своим и общим, между любовью к себе и любовью к ближним, между добром и злом.
Слайд 7Удерживаясь от старческой сентиментальности, следит писатель за первыми неокрепшими ростками
любви, доброты и ответственности. Самый, пожалуй, трогательный среди рассказов –
«Козочка», где маленькая девочка, из жалости взятая в дочери одинокой женщиной, вдруг сама совершает по отношению к ней подвиг жалости и доброты – переверните-ка страницы книги, загляните ещё раз в конец рассказа, вдумайтесь в это слово – «теперь»!...
В богатстве мировой литературы книги – как отдельные атомы. Встречаясь – в сознании читателя, - они могут вступать в самые неожиданные взаимодействия. Тема цикла «Соловей» - дети, любовь, жалость. Об этом же – философская сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», написанная почти одновременно. Положите рядом две эти книги – сколь многое может вам открыться в сходстве и различии духовных судеб нашей страны и Запада!
Слайд 8Несомненно одно из величайших достижений Пришвина – писателя, одно из
самых добрых, самых мудрых, самых человечных произведений нашей литературы –
сказка-быль «Кладовая солнца». Краткая, ёмкая, насыщенная смыслом, она недаром имеет двойное жанровое определение: она может читаться и как «быль» - как бытовая история про заблудившихся в лесу крестьянских детишек, и как «сказка», вернее, притча о силе любви и родственного внимания, об обретении близости и совместной борьбы со злом.
Именно к этому – к идее необходимости единения сил добра – пришел в конце пути замечательный русский писатель Михаил Пришвин.
Слайд 9 Он прожил долгую, плодотворную жизнь. Вышедшее посмертно собрание
сочинений его составило шесть объемных томов – хотя многое, написанное
Пришвиным, осталось за пределами этого издания. И все созданное им было подчинено одной задаче: рассказать правду о жизни, иногда суетной, иногда жестокой, и рассказать так, чтобы помочь и читателю осмыслить свой земной путь, помочь ему устремить свою душу навстречу радости.
Слайд 10Могила М.М.Пришвина
Сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья,
запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами,
животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.
Слайд 11«Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал
по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где
слаще ягода растет,
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать,
Как этот человек…
М. Цуранов