Слайд 1Древне-
русская
живопись
иконопись
Слайд 2Что такое икона ?
Иконами византийцы называли любые изображения, созданные на
камне, дереве, кости, ткани или металле. Потом так стали называть
только образы на досках, которые появились в Византии в начале 4 века. Одновременно зарождалась наука о почитании икон, которая объясняла, как относиться к иконе, что можно и чего нельзя изображать, какими должны быть изображение, краски и материалы
Слайд 3 Самой первой иконой считается
«Спас Нерукотворный».
О возникновении ее
повествует легенда о царе Авгаре, правившем в Малой Азии, в
городе Эдессе. Икона давала исцеление и защищала от врагов.
Слайд 4Владимирская икона Богоматери
Святой апостол и евангелист Лука (один из учеников
Христа) – первый иконописец. Еще при жизни Девы Марии, матери
Христа, он запечатлел ее образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: «Пусть будет с ним благодать ( милость, помощь, доброе отношение) Сына Моего и Моя».
Слайд 5Зарождение христианства
В 1 веке нашей эры Великая Римская империя включала
в себя все Средиземноморье, Западную Европу (Рейн, Дунай), Британию. Покоренными
землями (провинциями) правили римские наместники. В 63 году до н. э. Помпей захватил Иерусалим, и провинция Иудея вошла в состав Римской империи. Иудеей правил царь Ирод, чья жестокость стала нарицательной, а в Риме правил император Август. В городке Вифлееме родился младенец Иисус.
Слайд 7Библия – главная книга христиан
Лист Евангелия Ростов.
13 век.
Евангелие
Новгород. Середина 14 века
Слайд 9«Библия» - «книга» (перевод с греческого). Самая древняя книга
на Земле.
Библия делится на два «Завета» (т.е.союза, договора с Богом)-
Ветхий Завет и Новый Завет.
В Ветхом (древнем) рассказывается о сотворении Богом неба и земли, всего живого и первых людей – Адама и Евы. Повествуется о древней истории, праздниках и войнах, обо всех событиях, которые произошли до рождения Христа.
Новый завет включает 4 Евангелия (благая весть). Он посвящен описанию событий, связанных с пришествием Иисуса Христа в мир. Кроме Евангелий в Ветхий завет входит описание деяний апостолов и их послания к разным народам.
Последняя книга Нового Завета - «Апокалипсис» (откровение) –пророческая.
В Евангелие вошли писания четырех учеников (апостолов) Христа: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Поэтому авторов называют евангелистами.
Слайд 10Правила иконописи.
В старинных наставлениях иконописцам напоминали о каноне и
запрещали писать «тела мясистые, щеки красные, взоры неспокойные».
Образ являл внутреннюю
красоту. Взоры задумчивы и строги, почти неподвижны фигуры, прозрачность, бестелесность образов - напоминание о вечном.
Лики (лица) и открытые части тела исполняли мастера. Краска на лики накладывалась тончайшими слоями, чтобы нижние просвечивали.
«Платечники» писали одежды и все остальное. Разделение на тех, кто писал «личное» и платечников появилось в 17 веке.
Как и все в иконе, одежда стала символом.
Оклад – накладное украшение, которое прикреплялось к иконе. Чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Слайд 11Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия». Москва 15 век.
Слайд 12Пейзаж в иконе.
Велум (покрывало) избражали переброшенным с одного здания
на другое. Это означало, что события происходят внутри
дома или храма и скрыто от посторонних глаз.
Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Икона 16 века. Москва.
Слайд 13«Горки»писали с площадками-уступами, что делало их похожими на лестницу, иногда
с пещерами, деревьями и травами
Слайд 14Если действие происходило в городе, то писали церкви, крепостные башни
и дворцы - на Руси их называли палатами. Фрагмент иконы
17 века.
Слайд 15Одеяния Святых
Одеяния изображали плоскими яркими пятнами, складки повторяли изгибы тела.
Одежду и волосы покрывали золотыми бликами (приклеенные нити из золота
или серебра) - отсвет неба на святых.
По одежде определяли воинов, царей, пророков, мучеников, священников.
Слайд 16Святые Варлаам, Иоанн Милостивый и Параскева Пятница.
Слайд 17Апостол Петр.
Икона конца 14 века. Москва. ГТГ.
Иоанн
Златоуст.
Слайд 18Символика иконы.
Небо и земля. В иконе живут два мира -горний
(небесный, высший) и дольний (дол, долина, внизу).
Земля в иконе -
«позем» - пишется зеленым или коричневым цветом, тонкой полоской, иногда исчезает, растворяясь в небесном сиянии. В темной полосе позема остается все временное, печальное.
Небо – золотое негаснущее сияние.
Круг – Вечность, Божественная слава, нимб (облако, лат.)над головами святых
Слайд 19Икона
«О Тебе радуется». Москва 16 век.
Слайд 20Святые Флор, Иаков и Лавр. Икона конца 14 века.
Слайд 21Обратная перспектива.
В иконе все лини сходятся к человеку, и
он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи это называется
обратной перспективой. Изображение как будто движется навстречу. Храмы, дворцы, башни открываются сразу со всех сторон. И в этом прозрачном узоре можно увидеть то, что происходит за стенами.
Прошлое и будущее в иконе. Икона часто показывает события нескольких дней или целой жизни святого, чтобы во время молитвы люди успевали подумать над ними, пережить в своем сердце. Икона показывает прошлое и будущее, и люди понимают, что чудесные события происходят в другом, неземном времени и пространстве.
Слайд 22Кирик и Улита. Ярославль. Г. Никитин. 80-е годы 17 века.
Слайд 24Центральные образы в иконах всегда выше остальных.
Слайд 25О душе. По христианскому учению душа сотворена Богом бессмертной.
В момент смерти покидает тело и продолжает существовать в ином
мире, где держит ответ перед Богом за все совершенное в земной жизни, поэтому она старается удержать человека от зла, пробуждает его совесть. Рождество Христово. Фрагмент.
Слайд 26Цвет в иконе.
Византийцы считали, что смысл любого искусства - в
красоте. Цвет они считали таким важным как слово, каждый из
них имел свое значение. Цвета были темными или светлыми, но всегда чистыми, не смешивались.
Краски на русских иконах более живые, звонкие и яркие, но сама икона не такая пышная и строгая.
Золотой цвет –сияние Бога и великолепие Небесного Царства. Обозначал самого Бога.
Слайд 27Пурпурный – цвет царя, владыки -Бога на небе, императора на
земле. Библия. Сафьяновый переплет с золотыми накладками.
Слайд 28Избранные святые – Флор, Никола, Власий, Анастасия. 14в.
Слайд 29Красный - цвет тепла, любви, жизни ,животворной энергии; символ
Воскресения. В то же время цвет мучений и крови, жертвы
Христа, одежды мучеников, крылья серафимов сияют небесным огнем. Иногда красный фон - знак торжества вечной жизни. Бесы в сцене «Страшного суда».
Слайд 35Образы Спаса. На Руси Иисуса Христа называли Спасом - Спасителем.
Слайд 39Спас Вседержитель. Москва. Т. Филатьев. 1703э
Слайд 40
Спас
на престоле. Новгород.
13 век
Слайд 48иконостас
Простейшее устройство иконостаса называется тябловым. Тябло (брус) - табула (доска,
лат.). Сложился к 14-15 веку. Первоначально имел 3 ряда, в
15 веке – 4, в 17-м -5 рядов. Иногда достигает 7 рядов.
Слайд 49Схема пятиярусного иконостаса
1.Местный чин: 1- Спаситель, 2 - Богоматерь
Одигитрия, 3 - Храмовая икона, 4 - местночтимая икона, 5
-Тайная вечеря, 6 -Царские врата: а.Благовещение,б. Евангелисты
2. Деисусный чин: 1.Спас в силах, 2.Богоматерь Одигитрия, 3. Иоанн Предтеча, 4. Архангел Гавриил, 5. Архангел Михаил, далее апостолы, отцы Церкви, святители, преподобные и т.д.
3. Праздничный чин: от Рождества Богородицы до Успения.
4. Пророческий чин: Богоматерь Знамение, пророки. (Новгород.16в.)
5. Праотеческий чин: Ветхозаветная Троица, Праотцы.
А. Голгофа.
Слайд 51Пророческий чин: Богоматерь Знамение, пророки. (Новгород.16в.)
Слайд 52Икона в храме.
По христианским представлениям храм - символ Неба и
земли, образ восхождения от земного к небесному.
Главы православных храмов увенчаны
крестом. Характерная плавная форма купола напоминает горящую свечу - это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу.
Православие - ортодоксия (греч.)
Схема крестово-купольного храма.
Слайд 54Иконография ангелов.
Учение об ангельских чинах сложилось в конце 1 века.
Ангел
-вестник греч.
Чин –степень, звание, порядок.
Чинов девять: серафимы, херувимы,престолы -ближе
к Богу; архангелы - к человеку;
господства, силы, власти, начала - в иконографии не представлены;
падшие ангелы (бесы, демоны или черти и их предводитель Дьявол –клеветник греч., или Сатана – враг греч.)
Слайд 55Архангел Михаил. Ярославль.
15 век.
Слайд 56Прославление Креста. Новгород.
век.
Слайд 59Русская икона в 16-17 веке.
Искусство постепенно подчинялось интересам государства, восхваляя
незыблемую царскую власть.
В 1552-1553 годах по воле Ивана Грозного была
написана грандиозная икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (или «Воинствующая церковь»). На иконе слились воедино военная победа Ивана Грозного и вселенская борьба света и тьмы.
Время иконы как главнейшего искусства уходило.