Разделы презентаций


Древне - русская живопись. Иконопись

Содержание

Что такое икона ?Иконами византийцы называли любые изображения, созданные на камне, дереве, кости, ткани или металле. Потом так стали называть только образы на досках, которые появились в Византии в начале 4

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Древне- русская живопись
иконопись

Древне- русская живописьиконопись

Слайд 2Что такое икона ?
Иконами византийцы называли любые изображения, созданные на

камне, дереве, кости, ткани или металле. Потом так стали называть

только образы на досках, которые появились в Византии в начале 4 века. Одновременно зарождалась наука о почитании икон, которая объясняла, как относиться к иконе, что можно и чего нельзя изображать, какими должны быть изображение, краски и материалы
Что такое икона ?Иконами византийцы называли любые изображения, созданные на камне, дереве, кости, ткани или металле. Потом

Слайд 3 Самой первой иконой считается «Спас Нерукотворный».
О возникновении ее

повествует легенда о царе Авгаре, правившем в Малой Азии, в

городе Эдессе. Икона давала исцеление и защищала от врагов.
Самой первой иконой считается  «Спас Нерукотворный». О возникновении ее повествует легенда о царе Авгаре, правившем

Слайд 4Владимирская икона Богоматери
Святой апостол и евангелист Лука (один из учеников

Христа) – первый иконописец. Еще при жизни Девы Марии, матери

Христа, он запечатлел ее образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: «Пусть будет с ним благодать ( милость, помощь, доброе отношение) Сына Моего и Моя».
Владимирская икона БогоматериСвятой апостол и евангелист Лука (один из учеников Христа) – первый иконописец. Еще при жизни

Слайд 5Зарождение христианства
В 1 веке нашей эры Великая Римская империя включала

в себя все Средиземноморье, Западную Европу (Рейн, Дунай), Британию. Покоренными

землями (провинциями) правили римские наместники. В 63 году до н. э. Помпей захватил Иерусалим, и провинция Иудея вошла в состав Римской империи. Иудеей правил царь Ирод, чья жестокость стала нарицательной, а в Риме правил император Август. В городке Вифлееме родился младенец Иисус.
Зарождение христианстваВ 1 веке нашей эры Великая Римская империя включала в себя все Средиземноморье, Западную Европу (Рейн,

Слайд 7Библия – главная книга христиан
Лист Евангелия Ростов.
13 век.
Евангелие

Новгород. Середина 14 века

Библия – главная книга христианЛист Евангелия Ростов. 13 век.Евангелие Новгород. Середина 14 века

Слайд 9«Библия» - «книга» (перевод с греческого). Самая древняя книга

на Земле.
Библия делится на два «Завета» (т.е.союза, договора с Богом)-

Ветхий Завет и Новый Завет.
В Ветхом (древнем) рассказывается о сотворении Богом неба и земли, всего живого и первых людей – Адама и Евы. Повествуется о древней истории, праздниках и войнах, обо всех событиях, которые произошли до рождения Христа.
Новый завет включает 4 Евангелия (благая весть). Он посвящен описанию событий, связанных с пришествием Иисуса Христа в мир. Кроме Евангелий в Ветхий завет входит описание деяний апостолов и их послания к разным народам.
Последняя книга Нового Завета - «Апокалипсис» (откровение) –пророческая.
В Евангелие вошли писания четырех учеников (апостолов) Христа: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Поэтому авторов называют евангелистами.
«Библия» - «книга» (перевод с греческого).  Самая древняя книга на Земле.Библия делится на два «Завета» (т.е.союза,

Слайд 10Правила иконописи.
В старинных наставлениях иконописцам напоминали о каноне и

запрещали писать «тела мясистые, щеки красные, взоры неспокойные».
Образ являл внутреннюю

красоту. Взоры задумчивы и строги, почти неподвижны фигуры, прозрачность, бестелесность образов - напоминание о вечном.
Лики (лица) и открытые части тела исполняли мастера. Краска на лики накладывалась тончайшими слоями, чтобы нижние просвечивали.
«Платечники» писали одежды и все остальное. Разделение на тех, кто писал «личное» и платечников появилось в 17 веке.
Как и все в иконе, одежда стала символом.
Оклад – накладное украшение, которое прикреплялось к иконе. Чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Правила иконописи.В старинных наставлениях иконописцам напоминали о каноне  и запрещали писать «тела мясистые, щеки красные, взоры

Слайд 11Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия». Москва 15 век.

Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия». Москва 15 век.

Слайд 12Пейзаж в иконе.
Велум (покрывало) избражали переброшенным с одного здания

на другое. Это означало, что события происходят внутри

дома или храма и скрыто от посторонних глаз.
Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Икона 16 века. Москва.
Пейзаж в иконе.Велум (покрывало) избражали переброшенным с одного здания  на другое.  Это означало, что события

Слайд 13«Горки»писали с площадками-уступами, что делало их похожими на лестницу, иногда

с пещерами, деревьями и травами

«Горки»писали с площадками-уступами, что делало их похожими на лестницу, иногда с пещерами, деревьями и травами

Слайд 14Если действие происходило в городе, то писали церкви, крепостные башни

и дворцы - на Руси их называли палатами. Фрагмент иконы

17 века.
Если действие происходило в городе, то писали церкви, крепостные башни и дворцы - на Руси их называли

Слайд 15Одеяния Святых


Одеяния изображали плоскими яркими пятнами, складки повторяли изгибы тела.

Одежду и волосы покрывали золотыми бликами (приклеенные нити из золота

или серебра) - отсвет неба на святых.
По одежде определяли воинов, царей, пророков, мучеников, священников.

Одеяния СвятыхОдеяния изображали плоскими яркими пятнами, складки повторяли изгибы тела. Одежду и волосы покрывали золотыми бликами (приклеенные

Слайд 16Святые Варлаам, Иоанн Милостивый и Параскева Пятница.

Святые Варлаам, Иоанн Милостивый и Параскева Пятница.

Слайд 17Апостол Петр. Икона конца 14 века. Москва. ГТГ. Иоанн

Златоуст.

Апостол Петр.  Икона конца 14 века. Москва. ГТГ.   Иоанн Златоуст.

Слайд 18Символика иконы.
Небо и земля. В иконе живут два мира -горний

(небесный, высший) и дольний (дол, долина, внизу).
Земля в иконе -

«позем» - пишется зеленым или коричневым цветом, тонкой полоской, иногда исчезает, растворяясь в небесном сиянии. В темной полосе позема остается все временное, печальное.
Небо – золотое негаснущее сияние.
Круг – Вечность, Божественная слава, нимб (облако, лат.)над головами святых

Символика иконы.Небо и земля. В иконе живут два мира -горний (небесный, высший) и дольний (дол, долина, внизу).Земля

Слайд 19Икона «О Тебе радуется». Москва 16 век.

Икона   «О Тебе радуется». Москва 16 век.

Слайд 20Святые Флор, Иаков и Лавр. Икона конца 14 века.

Святые Флор, Иаков и Лавр. Икона конца 14 века.

Слайд 21Обратная перспектива.
В иконе все лини сходятся к человеку, и

он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи это называется

обратной перспективой. Изображение как будто движется навстречу. Храмы, дворцы, башни открываются сразу со всех сторон. И в этом прозрачном узоре можно увидеть то, что происходит за стенами.
Прошлое и будущее в иконе. Икона часто показывает события нескольких дней или целой жизни святого, чтобы во время молитвы люди успевали подумать над ними, пережить в своем сердце. Икона показывает прошлое и будущее, и люди понимают, что чудесные события происходят в другом, неземном времени и пространстве.
Обратная перспектива.В иконе все лини  сходятся к человеку, и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В

Слайд 22Кирик и Улита. Ярославль. Г. Никитин. 80-е годы 17 века.

Кирик и Улита. Ярославль. Г. Никитин. 80-е годы 17 века.

Слайд 24Центральные образы в иконах всегда выше остальных.

Центральные образы в иконах всегда выше остальных.

Слайд 25О душе. По христианскому учению душа сотворена Богом бессмертной.

В момент смерти покидает тело и продолжает существовать в ином

мире, где держит ответ перед Богом за все совершенное в земной жизни, поэтому она старается удержать человека от зла, пробуждает его совесть. Рождество Христово. Фрагмент.
О душе. По христианскому учению душа сотворена  Богом бессмертной. В момент смерти покидает тело и продолжает

Слайд 26Цвет в иконе.
Византийцы считали, что смысл любого искусства - в

красоте. Цвет они считали таким важным как слово, каждый из

них имел свое значение. Цвета были темными или светлыми, но всегда чистыми, не смешивались.
Краски на русских иконах более живые, звонкие и яркие, но сама икона не такая пышная и строгая.
Золотой цвет –сияние Бога и великолепие Небесного Царства. Обозначал самого Бога.
Цвет в иконе.Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Цвет они считали таким важным как

Слайд 27Пурпурный – цвет царя, владыки -Бога на небе, императора на

земле. Библия. Сафьяновый переплет с золотыми накладками.

Пурпурный – цвет царя, владыки -Бога на небе, императора на земле. Библия. Сафьяновый переплет с золотыми накладками.

Слайд 28Избранные святые – Флор, Никола, Власий, Анастасия. 14в.

Избранные святые – Флор, Никола, Власий, Анастасия. 14в.

Слайд 29Красный - цвет тепла, любви, жизни ,животворной энергии; символ

Воскресения. В то же время цвет мучений и крови, жертвы

Христа, одежды мучеников, крылья серафимов сияют небесным огнем. Иногда красный фон - знак торжества вечной жизни. Бесы в сцене «Страшного суда».
Красный  - цвет тепла, любви, жизни ,животворной энергии; символ Воскресения. В то же время цвет мучений

Слайд 35Образы Спаса. На Руси Иисуса Христа называли Спасом - Спасителем.

Образы Спаса. На Руси Иисуса Христа называли Спасом - Спасителем.

Слайд 39Спас Вседержитель. Москва. Т. Филатьев. 1703э

Спас Вседержитель. Москва. Т. Филатьев. 1703э

Слайд 40
Спас
на престоле. Новгород.
13 век

Спас на престоле. Новгород. 13 век

Слайд 41Благословляющие жесты.

Благословляющие жесты.

Слайд 44Образы Богоматери.

Образы Богоматери.

Слайд 47«Свиток» в иконе.

«Свиток» в иконе.

Слайд 48иконостас
Простейшее устройство иконостаса называется тябловым. Тябло (брус) - табула (доска,

лат.). Сложился к 14-15 веку. Первоначально имел 3 ряда, в

15 веке – 4, в 17-м -5 рядов. Иногда достигает 7 рядов.
иконостасПростейшее устройство иконостаса называется тябловым. Тябло (брус) - табула (доска, лат.). Сложился к 14-15 веку. Первоначально имел

Слайд 49Схема пятиярусного иконостаса
1.Местный чин: 1- Спаситель, 2 - Богоматерь

Одигитрия, 3 - Храмовая икона, 4 - местночтимая икона, 5

-Тайная вечеря, 6 -Царские врата: а.Благовещение,б. Евангелисты
2. Деисусный чин: 1.Спас в силах, 2.Богоматерь Одигитрия, 3. Иоанн Предтеча, 4. Архангел Гавриил, 5. Архангел Михаил, далее апостолы, отцы Церкви, святители, преподобные и т.д.
3. Праздничный чин: от Рождества Богородицы до Успения.
4. Пророческий чин: Богоматерь Знамение, пророки. (Новгород.16в.)
5. Праотеческий чин: Ветхозаветная Троица, Праотцы.
А. Голгофа.
Схема пятиярусного иконостаса1.Местный чин: 1-  Спаситель, 2 - Богоматерь Одигитрия, 3 - Храмовая икона, 4 -

Слайд 51Пророческий чин: Богоматерь Знамение, пророки. (Новгород.16в.)

Пророческий чин: Богоматерь Знамение, пророки. (Новгород.16в.)

Слайд 52Икона в храме.
По христианским представлениям храм - символ Неба и

земли, образ восхождения от земного к небесному.
Главы православных храмов увенчаны

крестом. Характерная плавная форма купола напоминает горящую свечу - это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу.
Православие - ортодоксия (греч.)
Схема крестово-купольного храма.
Икона в храме.По христианским представлениям храм - символ Неба и земли, образ восхождения от земного к небесному.Главы

Слайд 54Иконография ангелов.
Учение об ангельских чинах сложилось в конце 1 века.
Ангел

-вестник греч.
Чин –степень, звание, порядок.
Чинов девять: серафимы, херувимы,престолы -ближе

к Богу; архангелы - к человеку;
господства, силы, власти, начала - в иконографии не представлены;
падшие ангелы (бесы, демоны или черти и их предводитель Дьявол –клеветник греч., или Сатана – враг греч.)


Иконография ангелов.Учение об ангельских чинах сложилось в конце 1 века.Ангел -вестник греч.Чин –степень, звание, порядок. Чинов девять:

Слайд 55Архангел Михаил. Ярославль.
15 век.

Архангел Михаил. Ярославль.15 век.

Слайд 56Прославление Креста. Новгород.
век.

Прославление Креста. Новгород.век.

Слайд 59Русская икона в 16-17 веке.
Искусство постепенно подчинялось интересам государства, восхваляя

незыблемую царскую власть.
В 1552-1553 годах по воле Ивана Грозного была

написана грандиозная икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (или «Воинствующая церковь»). На иконе слились воедино военная победа Ивана Грозного и вселенская борьба света и тьмы.

Время иконы как главнейшего искусства уходило.

Русская икона в 16-17 веке.Искусство постепенно подчинялось интересам государства, восхваляя незыблемую царскую власть.В 1552-1553 годах по воле

Слайд 60«Воинствующая церковь»

«Воинствующая церковь»

Слайд 61Русская иконопись 18-20 вв.

Русская иконопись 18-20 вв.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика