Слайд 1.
«Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура…»
М. Горький
Фольклор. Анализ и исполнение фольклорных произведений в начальной школе.
Слайд 2.
Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в
историю народа.
Определение В.П. Аникина: "фольклор – это традиционное художественное
творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни".
Слайд 3.
Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в
науку в 1846 г ученым Вильямом Томсом.
В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
В русской науке закрепились термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность.
Слайд 4.
Согласно т.зр. М.Н. Мельникова, «детский фольклор представляет собой специфическую область
народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую
систему поэтических и музыкально-поэтических жанров».
Признаки детского фольклора:
• простота конструкций,
• динамично развивающийся сюжет,
• запоминающиеся образы,
• несложные синтаксические конструкции,
• четкий внутренний ритм,
• звукоподражания, аллитерации, ассонансы.
Слайд 5
Жанры
Правильно соединив части слов,
вы прочитаете
названия видов устного народного творчества:
Слайд 6ЗАГАДКИ
СКАЗКИ
ПОСЛОВИЦЫ
ПОГОВОРКИ
СКОРОГОВОРКИ
Ч АСТУШКИ
ЛЕГЕНДЫ
Слайд 10.
Уровни восприятия фольклорного произведения
младшими школьниками:
1.Фрагментарный уровень. На данном уровне у
детей отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Они не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения. Произведения различных жанров воспринимаются ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
Слайд 11.
2. Констатирующий уровень. Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть
смену настроения, однако выразить свои ощущения им трудно.
Воображение у развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.
Слайд 12.
3. Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть
и передавать динамику эмоций, соотнося изменение чувств с конкретными
событиями произведения. Дети обладают развитым воображением, способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют герои и поступки, они определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения. При постановке вопросов к произведению у детей преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.
Слайд 13.
4. Уровень «идеи». Читатели обладают развитым воображением, любят перечитывать текст,
размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение элементов в
тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, часто обращают внимание на название произведения, отдельные художественные детали.
Слайд 15Вывод:
В результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и
познавательные возможности детей;
младшие школьники учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках.
Слайд 16Занимательные задания способствуют развитию логики, пространственных представлений, воображения, способствуют расширению
их кругозора и осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается
дикция.
Следовательно, формирование знаний, умений и навыков по литературному чтению нужно производить с использованием фольклорного материала.
Слайд 17Д/З Написать определение
остальных жанров по вариантам. Подобрать примеры.
1- сказки
+пример.
2-былины +пример.
3-дразнилки+пример.
4-считалки+пример.