Слайд 1Формирование функции голосообразования у младших школьников в условиях школы второго
вида
Важенина Анна Александровна, учитель-дефектолог
Менщикова Ирина Витальевна, учитель-дефектолог
ГКСКОУ школа-интернат №25, г.Курган
Слайд 2
Цель: изучить особенности формирования голосообразования у детей с нарушением слуха
в младшем школьном возрасте, и разработать комплекс упражнений по развитию
данного процесса.
Задачи:
Выявить особенности голосообразования у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте
Изучить литературу по проблеме
Разработать комплекс упражнений по формированию функции голосообразования у данной категории детей
Систематизировать методический материал по формированию голосообразования у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте
Слайд 3
Объект: процесс голосообразования у детей с нарушениями слуха в младшем
школьном возрасте
Предмет: комплекс мер по формированию голоса у детей с
нарушениями слуха в младшем школьном возрасте
Слайд 4
Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью
с глухими и слабослышащими детьми
Алмазова Е.С.
Максимова И.А.
Вильсон Д. Пфафенродт А.Н.
Дмитриева Л.Б. Правдина О.В.
Ермакова И.И. Рау Ф.Ф.
Жинкина Н.И. Телеляева Л.М.
Лаврова Е.В. Хватцев М.Е.
Слайд 5
Развитие речевого дыхания
«Бантики»
«Песня
ветра» «Ветерок»
Слайд 6
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь
–
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Ф-ф-р!
Пчёлку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани)
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья
поднимать на вдохе, опускать со звуком
Слайд 8
Вызывание голоса
Баюканье: а-а
Поезд: у-у
Пчела: з-з
Самолет: в-в
Слайд 9
Работа над тембром голоса
Упражнения со звуком «М»
Длительное произнесение слогов
Счет от
1 до 5
Подражание тембру голоса героя.
Слайд 10
Работа над силой голоса
Послушай, как говорит учитель. Повтори
тихо громко
А___а
по ПО то ТО, 1 2 3 4 5
по ТО по ТО по ТО
Слайд 11
Послушай, как говорит учитель. Повтори громко и тихо.
топай-ТОП,топай-ТОП
хлопай, хлопай:
ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП
В лесу кричу: «Ау! Ау!»
громко
А мне в ответ:«Ау! Ау!» тихо
Горе кричу:«Ау! Ау!» громко
Гора в ответ:«Ау! Ау!» тихо
Пальчик о пальчик
Тихо бьем. тихо
А потом в ладоши
Громко бьем. громко
Хлопаем в ладоши:
Бом-бом-бом. громко
Слайд 12
Как ты будешь говорить?
Далеко друг от друга
Близко
Очень близко
Слайд 13
Работа над высотой голоса
Послушай, как говорит учитель.
Скажи вместе с учителем
средним и низким голосом.
А, О, У
ПИ ТИ
А, О, У
ПИ ТИ
Слайд 14Послушай, как говорит учитель.
Скажи вместе с ним. Изменяй голос
от низкого
к высокому,
от высокого к низкому.
Слайд 15
Произнесение звукоподражаний высоким, средним и низким голосом
мяу
мяу
му
ква
Слайд 16Повторитак же.
Дождик пёсенку поёт:
— Кап — кап
— кап .
Только кто её поймёт?
— Кап — кап — кап .
Повторитак же.
Дождик пёсенку поёт:
— Кап — кап — кап .
Только кто её поймёт?
— Кап — кап — кап .
Слайд 17
Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом
с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги -
Шли по
дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
Слайд 18
Диагностика сформированности функции голосообразования у младших школьников в условиях школы
второго вида
Исследование тембра
Прочитать знакомый текст
Исследование силы голоса
Наблюдение за ребенком в
процессе свободной игры
Произнесение гласных тихо и громко
Упражнения на изменение силы голоса
Исследование высоты голоса
Длительное произнесение гласных звуков (а,о, у, э,и, ы)
Счет от 1 до 10
Использование схематического изображения повышения и понижения голоса
«Далеко-близко»
«Тихо-громко»
Слайд 19Общая оценка голоса
Голосовая карта
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Диагноз
Оценка состояние голоса
Описание
Способность модулировать голос:
Речевое дыхание:
Слайд 20
Основными положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими
детьми
Необходимость ранней работы по развитию и коррекции голоса
Единство работы
над голосом, дыханием и артикуляцией
Максимальное использование остаточного слуха детей
Учет индивидуальных особенностей ребенка