Слайд 1Применение игровых технологий на психокоррекционных занятиях в школе
«Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения»
К.Д.Ушинский
Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс
Слайд 2 Игру, как метод обучения передачи опыта старших поколений
младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит и
в современной педагогике и психологии.
Психологи доказали:
- в игре интенсивно развивается психика,
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Слайд 3Значение игры в учебном процессе не возможно исчерпать и оценить
только развлекательными возможностями
В игре нет легко опознаваемого источника знаний,
нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.
В педагогике игра рассматривается с разных сторон:
Игра - как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;
Слайд 4Игра - как форма организации жизни и деятельности детей, когда
в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, складываются определенные
отношения между детьми, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.
Слайд 5Функции игры как педагогического феномена:
Развлекательная.
Основная функция игры
- развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная.
Игра
вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
Самореализация в обществе
Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат.
Слайд 6Игротерапевтическая.
Игра может быть
использована для преодоления различных трудностей, возникающих в
поведении, в общении с окружающими, в учении.
Диагностическая.
Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.
Слайд 7Коррекционная.
Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с
отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному
самочувствию и общению со сверстниками.
Социальная.
Формирования личности, как полноправного члена коллектива.
Слайд 8Классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры
по виду деятельности
– физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического
процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Слайд 9По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизации.
По игровой среде:
с предметами и без предметов, настольные, комнатные
По предметной области: музыкальные,
литературные, математические и т.д.
Слайд 10Игра преследует следующие цели:
дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных
умений и навыков;
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;
развивающие: развитие
внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.
Слайд 11Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:
- образовательная задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Слайд 12Но у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая
самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у
таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы.
Слайд 13Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по
правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли.
Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.
Наша задача – помочь ребенку. Необходимо не только предусмотреть коррекционные проблемы, но и использовать различные приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 14Правила игры:
1. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры.
2.
Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности
к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей.
3. Нельзя во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
Слайд 15Вывод: Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость.
Игровая форма занятий
создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих
как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Слайд 16Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по следующим основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в
форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в. качестве ее средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 17Хотим поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в условиях нашей школы.
Слайд 18Мы применяем в своей работе следующие игровые приемы:
Подвижные игры: физминутки,
«Морская фигура»…..
Игры-забавы
имитация движений, звуков «Езда на машине»
стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения.
После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем Пальчиковые игры «мы писали»
Слайд 19«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке.
Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий
называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.
Слайд 20приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на
уроке
Также у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, возникают
проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.).
Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе.
Слайд 21Вывод:
- в игре активно обогащается и развивается словарь школьника
с ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе,
предметах, окружающего мира;
- систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;
Слайд 22- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность
ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
- Сущность
игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
Слайд 23Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их
с аппетитом.
Анатоль Франс