Слайд 1 МСКОУ
Целинная СКОШИ
ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: ХВОРОВА Н.А.
Слайд 2
«И нам дано предугадать, как наше слово отзовется?..»
«Психологический комфорт
на уроке,
как условие развития личности школьника»
«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…»
«Жил
мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю ,
скажет мертвая - выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Слайд 4В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики
говорят и пишут о гумманизации образования, об индивидуальном подходе
к
ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ “Об образовании”.
В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.
Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
Слайд 5В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники
принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина
поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”.
Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.
Слайд 7Комфорт (психологический)
на уроке - важно ли
это?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление»
(«Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Слайд 8Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»
(Слова должны
начинаться с букв данного слова.)
К
О
М
Ф
О
Р
Т
Слайд 9Красота
Органичность
Мама
Фантазия
Отдых
Радость
Тепло
Слайд 10НИЧЕМУ МЕНЯ НЕ НАУЧИТ
ТО, ЧТО ТЫЧЕТ, ТАЛДЫЧЕТ И ЖУЧИТ
Слайд 11Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат
на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд
положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Слайд 12Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья урока
Отсутствие усталости у
детей и учителя
Положительный эмоциональный настрой
Удовлетворение от сделанной работы
Желание продолжать работу
Создание
ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке .
Слайд 13Принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):
1)
С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель
должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика;
Слайд 14Принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):
6)
Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы
и принимать его;
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Слайд 15Преобладающее
выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было
эмоционально-смысловых разрядок:
1) УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает,
и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени;
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других;
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни;
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
6) Искренне интересуйтесь людьми.
7) Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости.
Слайд 16Золотые правила психологического комфорта на уроке
Не пытайтесь за каждым
отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к
уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.