Слайд 1Роль, предопределяемая для ребенка взрослыми
Другим прощай многое, себе ничего.
Публий Сир
Слайд 2 Роли детей в семье:
«кумир
семьи»;
2) «сокровище»;
3) «паинька»;
4) «болезненный ребенок»;
5) «ужасный ребенок», «мучитель»;
6) «козел отпущения»;
7)
«золушка»
и т. д.
Слайд 3 «кумир семьи»
Как бы ребенок ни вел
себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти
всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоцентричным, поскольку с малолетства привык ставить свою персону в центр мироздания.
Слайд 4 «сокровище»
Она похожа
на роль «кумира семьи», но в данном случае ребенок является
не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребенку подобной роли может таиться немало сложных психологических причин. Ребенку мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом осознавая, что с одним надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. В семье образуются «коалиции», например, мамы с ребенком против папы. Нередко взрослые задают ребенку вопрос: «Кого ты больше любишь?». Удовлетворяя таким образом свое тщеславие, они при этом травмируют ребенка, воспитывают у него лицемерие и изворотливость.
Слайд 5
«паинька»
Обычно
всех радует воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним и хлопот
меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением. За это он старшими вознаграждается. Какова же внутренняя жизнь ребенка, до этого, в сущности, никому в семье нет дела. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает противоправные поступки.
Часто, навязывая ребенку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный престиж, родители тешат свое самолюбие. При этом у ребенка формируются завышенные притязания к самому себе. Если вначале каждый «промах» в поведении ребенка ставится ему на вид, то впоследствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве ребенок этим, можно сказать, подводит семью; став взрослым, он усматривает в неподтверждении своих ожиданий собственную неполноценность, несостоятельность. Таким образом, когда ребенок «слишком хорош», это отнюдь не всегда свидетельство правильного воспитания.
Слайд 6 «болезненный ребенок»
Возможна роль «болезненного ребенка». Конечно, есть
немало детей, здоровье которых требует особого внимания. Однако можно наблюдать
и такую картину: долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно считает его слабым, болезненным и требует от остальных такого же отношения к нему.
Видимо, взрослым не удается или не хочется ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребенком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него (режим, лекарства и т. д.), чем искать новые формы контакта.
Слайд 7«ужасный ребенок», «мучитель»
Ребенок, вынужденный играть эту роль (ибо таковы
ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты
и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия «назло взрослым». Все в семье призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку же часто это не эффективно, ребенок кажется взрослым еще более «ужасным». Так у него появляется роль «мучителя».
Конечно, встречаются дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитания. Взрослые иногда перелагают друг на друга вину за «распущенность» ребенка. Кое-кто из старших использует такого рода обвинения для того, чтобы самоустраниться от заботы о ребенке («вы его распустили, сами за него и отвечайте!») или чтобы изолировать кого-либо из членов семьи – скажем, бабушку либо отца ребенка, – ведь они «попустительствуют» его капризам. Наиболее горько наблюдать случаи, когда приписывание ребенку роли «ужасного» или «мучителя» является способом изолировать его самого от семьи...
Слайд 8 «козел отпущения»
Взрослые разряжают на ребенке
свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем срывать зло друг на
друге... Ребенок при таком обращении с ним может из «ужасного» превратиться в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Такому ребенку нередко приходится исполнять еще одну роль – «путающегося под ногами»: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение.
Психику ребенка ранит и деформирует необходимость исполнять в семье какую-либо из описанных ролей.
Слайд 9 Сущность правильного воспитания в том, чтобы
к социально одобряемому («хорошему») поведению ребенка подталкивали не страх и
не желание перед кем-либо выслужиться, а его собственная совесть. Если она разбужена у ребенка, то он сам в душе корит себя за всякий неблаговидный поступок. Если же за любую ошибку или шалость ему не избежать сурового наказания (а лишение родительских симпатий тоже наказание, и весьма суровое), то совесть его приучается бездействовать. Вместо ее укоров, на которые рассчитывают родители, ребенок в этой ситуации чувствует лишь обиду и «жажду мщения». Мстя взрослым за притеснения той или иной выходкой, он подтверждает в семье свою роль «ужасного ребенка». В других же случаях, видя, что за свою выходку он будет сурово наказан, ребенок рано приучается хитрить, сваливать свои проступки на других детей либо на взрослых, искать поддержки у одного из членов семьи, чтобы спастись от притеснений другого, и т. д. Так за ним закрепляется роль маленького «хитреца».
Из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее,
включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. К сожалению, в жизни эта ситуация разрешается не так благополучно, как в известной сказке Ш. Перро. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.
Подобное «воспитание» подчас искажает характер либо закрепляет врожденные психические аномалии ребенка.
Слайд 11 В нормальной семье ребенку не уготованы никакие роли. Его просто
любят – и чаще всего он чувствует себя «кумиром семьи».
На следующий день ребенок совершил шалость или проступок (без этого в детстве просто невозможно) – и его воспринимают как «ужасного ребенка», наказывают. Стараясь вернуть себе расположение взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом» (нет ребенка, который бы хоть раз не схитрил). Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причины примерного поведения понятны взрослым, ребенок с легкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой. Все эти роли он исполняет с удовольствием, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает, а самому ему выступать в одной и той же роли попросту скучно. Бывает он и «мучителем», и «путающимся под ногами», но все это мимолетно; спустя пару часов он опять «кумир семьи».
Кем ребенок почти никогда не бывает в нормальной семье, так это «козлом отпущения», «забитым» и «золушкой». Зато ему предоставляют роли, которых не дают детям в «трудных» семьях. Это роли помощника, равноправного участника беседы, интересного человека (интересно думающего, фантазирующего, рисующего, конструирующего и т. д.), порядочного человека и даже... советчика!
Например, при решении проблемы: что взять с собой в поход? Или: кому сегодня поручить мытье посуды, учитывая особую занятость всех членов семьи? Неважно, прав ли ребенок, приводя тот или иной аргумент. У взрослых всегда найдутся контраргументы. Важно то, что у него формируются три важнейших чувства: общности с родными, личной ответственности перед другими и вдобавок гордости за свое участие в жизни семьи.
Слайд 12Тест « Какой Вы воспитатель»
Ребенок подрался с одноклассником, и
вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?
1) Сгоряча накажете
ребенка.
2) Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.
3) Прежде всего переговорите с классным воспитателем.
Слайд 13Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой будет
ваша реакция?
1) Самая первая – подзатыльник.
2) Раздраженная фраза: «Уходи отсюда!
Обойдусь без твоей помощи!».
3) Успокоите ребенка – ведь он это сделал неумышленно.
Слайд 14Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что
поступили несправедливо, вы:
1) промолчите, чтобы не уронить авторитет;
2) извинитесь;
3) признаете
свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
Слайд 15Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая…
1) обрываете его:
«Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;
2) ответите, не думая серьезно,
лишь бы ответить;
3) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.
Слайд 16Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?
1)
Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.
2) Строго скажете: «Работай
сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».
3) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
Слайд 17«Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», – просит сын или дочка.
Что вы ответите?
1)Ни в коем случае. Это отнимет у тебя
много времени.
2) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».
3) «Прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».
Слайд 18Если вы все шесть раз выбрали ответ под цифрой 3),
значит, вы неплохой воспитатель и психолог.
Если «угадали» наполовину – вам
надо в чем-то пересмотреть свои убеждения.
Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими методами воспитания ребенка.
Слайд 19
ПАМЯТКА-СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
«АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ»
1.
Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.
2. Не
будьте безразличными.
3. В воспитании не должно быть слишком много строгости.
4. Не балуйте детей.
5. Не навязывайте своему ребенку какую-то определенную роль.
6. Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
7. Не стройте «наполеоновские» планы.
8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9. Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.
10. Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте открыты для общения с ребенком.