Слайд 1«Роль семьи
в сохранении психологического здоровья детей»
Слайд 2де
Для психологического комфорта малыша важны:
Эмоциональное самочувствие – ощущение
и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми
аспектами его жизни
Эмоциональное благополучие – показатель оптимального общего развития ребенка и его психического здоровья
Слайд 3 Эмоциональное благополучие складывается:
Из адекватного проявления ребенком эмоций (удовольствия,
неудовольствия)
Переживания внутреннего спокойствия (отсутствие внешней угрозы)
Успеха или неудачи
в достижении целей
Комфорта при взаимодействии с окружающими людьми результатов деятельности ребенка
Слайд 4Рассказы о своих детях
Продолжите фразу: «Мой сын (дочь) лучший (ая),
потому что …..»
Слайд 5 Анкетирование родителей
Цель: изучение опыта эмоционального взаимодействия в семье
и характеристик эмоциональной сферы матери.
Чаще всего в семье
ребенок находится с мамой (60%) и положительное настроение ребенка зависит от мамы (50%). Чаще ребенок видит вас спокойной (42%). Почти всегда большинство мам делятся своими чувствами в семье и всегда радуются в присутствии ребенка.
В совместной деятельности и вы, и ребенок проявляете радость (81%). Чаще вы видите ребенка радостным.
Очень редко ребенок может догадаться, что вам плохо. Почти всегда вы сдерживаете свои эмоции в присутствии ребенка. Чаще, находясь рядом с ребенком, вы испытываете радость (69%) и спокойствие (48%).
В присутствии ребенка вы обычно сдерживаете злость (71%) и страх (40%).
Слайд 6 Эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников.
Ребенок 3-7лет осваивает социальные формы выражения эмоций; у него
формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам; получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми.
Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Слайд 7Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка
Факторы социально-культурного характера:
- ускорение темпа жизни
- дефицит времени
родителей
- недостаток условий для снятия напряжения и расслабления
- загруженность родителей и невротизация взрослых
- неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь
2. Социально-экономические факторы:
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия
- ранний выход матери на работу
3. Социально-психологические факторы:
- дисгармония в семейных отношениях
- дисгармония в семейном воспитании
- нарушение в сфере детско-родительских отношений
Слайд 8Признаки
стрессового состояния ребенка
Как может проявляться стрессовое состояние
ребенка?
Слайд 9 Трудности с засыпанием, неспокойный сон
Частая усталость
Участившаяся беспричинная
обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания)
Участившиеся случаи
невнимательности, рассеянности
Беспокойство, непоседливость
Частое проявление упрямства, капризов
Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец
Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание
Стремление к уединению
Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук
Дневное или ночное недержание мочи
Слайд 10Родительские установки
Родительские установки - совокупность родительского эмоционального
отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с
ним.
Рассмотрим следующие ситуации:
Очень часто в поликлинике можно слышать раздраженные высказывания родителей в адрес своего расшалившегося малыша: «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь».
«Часто встречается ситуация, когда ребенок отказывается убирать свои игрушки. Что порой говорят родители в этом случае?»
Слайд 11Упражнение
«Родительские установки»
Перед вами таблица-бланк с негативными установками,
которые иногда даются ребенку. Предположите, какие последствия могут повлечь подобного
рода установки? Попробуйте изменить негативную установку на позитивную.
Слайд 12 Одно из основных условий полноценного развития ребенка –
психологическая защищенность, то есть осознание того, что его любят в
любых жизненных ситуациях.
Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих.
А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.