Слайд 1Воронцов Алексей Борисович,
кандидат педагогических наук,
г. Москва
Современный образовательный процесс в начальной
школе
в контексте стандарта второго поколения
Слайд 2Качественно новая личностно-ориентированная развивающая модель массовой начальной школы
Приоритеты:
1)
формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной
мере предопределяет успешность всего последующего обучения;
2) установление межпредметных связей, которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся;
3) приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
4) деятельностное, практическое содержание образования, конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 3Портрет выпускника НШ
осмысленно читать художественные, научно - популярные и публицистические
тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст;
искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);
выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
Слайд 4Портрет выпускника НШ
видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат
своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой
учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом о недостающей информации или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; готовность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
вступать в учебное общение, участвовать в дискуссиях, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).
Слайд 5Комплексный подход к проблеме качества современного образования
Пример: результаты мониторинга МО
РФ в рамках эксперимента мо модернизации
(2 класс)
1 задание
Найдите отрезок
длиной 4 см
2 задание
Определите длину данного отрезка
86%
2 8
6
4
8
9
32%
Слайд 6Комплексный подход к проблеме качества современного образования
Вариант типовой итоговой контрольной
работы (по материалам газеты «Первое сентября», 2005)
Задание 1. Реши задачу.
Незнайка и
Кнопочка решили позагорать у реки. Они одновременно отправились из своих домиков. Кнопочка пошла пешком и каждые 4 минуты проходила 12 м, а Незнайка поехал на велосипеде со скоростью в 3 раза больше скорости Кнопочки. У реки они оказались одновременно через 8 минут. На каком расстоянии друг от друга находятся домики друзей?
Задание 2. Найди корни уравнений и сделай проверку.
5х – 4х + 7 = 10
8х – 3 = 5х + 6
Задание 3. а) Найди периметр треугольника, стороны которого равны 8 см, 6 см, 5 см.
б) Построй треугольник со сторонами такой длины.
в) Запиши длины сторон двух других треугольников с таким же периметром.
Задание 4. Выполни действия.
181 т 6 ц х 32
36 м 27 см + 12 м 85 см
36 мин 20 с – 2 мин 28 с
38 м2 1024 см2 : 756
Слайд 7
Гипотеза о содержании и построении переходов в школе
Психологическое основание
– культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского, развитие этой теории Д.Б.Элькониным,
В.В.Давыдовым, Г.А.Цукерман, В.И.Слободчиковым
Линия предметного содержания (линия учебных дисциплин)
Линия средств (инструментальная линия)
6-7 лет
10-12
15-16
Слайд 8Изменения в структуре и содержании школьного образования
На каждой ступени образования
целесообразно выделить два этапа: решения учебных задач (стабильный) и рефлексивный
(переходный) этапы;
Выделение двух этапов в построении ступени образования автоматически должно увеличить начальную школу до пятого класса, основную школу до 10 класса;
Переходный этап в образовательном процессе школы должен строиться особым образом, имея три аспекта рассмотрения: через рефлексию предыдущего учебного опыта (опробование открытых способов действий и средств (инструментов) в новых ситуациях); через особые формы и способы организации учебной деятельности, характерные именно для переходов и через зарождение новых форм и способов учебной работы, которые будут разворачиваться только на следующем (подростковом) этапе образования.
Слайд 92 - 4 классы
4-5 класс
1 класс
ПШС
Шестилетняя начальная школа
«…Этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8 – 9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13 – 15-летнего возраста – сердцевины отрочества» (Г.А. Цукерман)
Слайд 10Психолого – педагогические особенности кризиса 10-12 лет
«Чувство взрослости», не подкрепленное
еще реальной ответственностью, есть особая форма самосознания. Проявляется в потребности
равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел;
Стремление экспериментировать со своими возможностями –самая яркая характеристика младшего подростка.
Слайд 11Гипотеза о трех фазах воспитания субъекта учебной деятельности
Основание
гипотезы - классическое представление Л.С. Выготского об интериоризации высших психологических функций:
от
интерпсихического (совместно-распределенного действия) (этап формирования коллективного субъекта учебной деятельности)
через экстрапсихическое (внутренний диалог с вынесенными вовне элементами коммуникации, по типу эгоцентрической речи) (переход от МЫ к Я вместе с другими)
к интрапсихическому (развертывающемуся полностью во внутреннем диалоге) – (этап культурного собеседника)
ВЫВОД:10-12 лет - фаза обособления ученика как субъекта учебной деятельности внутри учебной общности.
Слайд 12Деятельностный подход в образовании
Слайд 13Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей
Д.Пойа
Знания, даваемые насильно, душат разум А.Франс
Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете И.Гете
Слайд 14Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я
помню.
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций
Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.
Галилео Галилей
Слайд 16Современная технология обучения
ситуация «разрыва»
Ситуация
«УСПЕХА»
М3
М2
М1
Общий
способ
(понятие)
Постановка задачи
Моделирование
(поиск решения задачи)
Слайд 17Требование к образовательной программе обучения
К содержанию:
деятельность
индивидуальность
целостность
модульность
К
реализации:
«продуктность»
интерактивность
презентационность
конвертируемость
К аттестации:
наличие «продукта»
социальная и
личностная значимость
адекватность программе (требованиям)
Слайд 18Комплексный подход к проблеме качества современного образования
Разработка критериальной базы
системы оценки
качества образовательного процесса
через «призму» ученика:
- Мотивы и учебно-познавательный интерес;
Время на
выполнение домашнего задания;
Время на самостоятельное изучение учебного материала;
Развитие самооценки и самоконтроля (самооценка своих учебных возможностей и уровня знаний)
Через «призму» учителя:
Время на подготовку к урокам;
Наличие и качество рабочей программы;
Формы организации ОП (их кол-во на единицу времени)
Наличие современных образовательных технологий и их эффективность;
Количество времени на изучение учебного предмета в форме урока
Слайд 19Комплексный подход к проблеме качества современного образования
Разработка критериальной базы
системы оценки
качества образовательного процесса
Через «призму» родителей:
- время, затрачиваемое родителями, на домашние
уроки детей;
наличие полной (неполной) информации об образовательном процессе от ребенка;
самочувствие ребенка после школы (утомляемость, раздражительность и т.п);
принятие идеологии и технологии организации обучения в школе;
Через «призму» работы администрации:
реализация образовательной программы школы;
уровень самостоятельности педагогов и наличие внутреннего аудита в школе;
подход к составлению расписания учебных занятий;
Слайд 20
Группа показателей деятельности учителя в школе
для оценки его труда
1 группа
– обеспечение нового качества образования
1.1. Оценка рабочей образовательной программы учителя
как основного документа с помощью которого учитель строит свою работы с детьми:
- ориентация предметного содержания (на способы действия или на сумму знаний);
- эффективность обучения (минимизация затрат времени детей) за счет использования современных образовательных, в том числе информационных технологий;
- доступность обучения (учения) за счет разнообразных форм, в том числе дистанционного сопровождения образовательного процесса;
- наличие в программе других (каких?) видов деятельности учащихся (помимо учебной);
- наличие в программе внутреннего мониторинга (аудита) учителя (по каким параметрам) и его работоспособность.
Комплексный подход к проблеме качества современного образования
Слайд 211.2. Оценка дидактического и материально-технического оснащения образовательного процесса:
- эффективность использования материально-технического оборудования школы в образовании детей
класса;
- наработка собственного дидактического аппарата для построения работы с детьми (использование уже существующего, его оптимизация);
- организационно-информационное обеспечение образовательного процесса.
1.3 Оценка самообразования и повышение квалификации учителя
- участие учителей в школьных педагогических проектах (работа на кафедре, в методическом объединение, творческой группе) и его результаты (методические материалы; публикации);
- участие в конференциях, конкурсах, проектах за пределами школы и его результаты (методические материалы, публикации);
- повышение квалификации учителя в рамках Образовательной программы школы.
Комплексный подход к проблеме качества современного образования
Слайд 22
2 группа – результативность обучения детей
2.1. Система контроля и оценки
работы учителя за деятельностью учащихся
2.2. Наличие положительной динамики в обучении
за определенный промежуток времени за счет наличие замеров на старте и выходе отрезка времени (не менее года);
2.3. Наличие многомерности оценки результатов образования детей:
- учебных достижений (что имеется ввиду: ЗУНы, общие способы предметных действий и способы их оценивания);
- компетентности и способы их измерения и оценивания;
- социальный опыт и способы его оценивания.
2.4. Участие детей учителя в конкурсах, олимпиадах, других проектах (%)
Комплексный подход к проблеме качества современного образования
Слайд 234 группа - оценка учителя другими субъектами образовательного процесса и
гражданскими институтами
4.1. Оценка деятельности учителя детьми, родителями, другими педагогами через
анкетирование;
4.2. Оценка деятельности учителя в СМИ, гражданскими институтами.
Комплексный подход к проблеме качества современного образования