Слайд 1
Взаимодействие социального педагога
и классного руководителя в школе.
Социальный педагог
МБОУ
СОШ №1 г. Советский
Шубникова Г.Н.
Слайд 2Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
«Профилактика
безнадзорности и правонарушений -
это система социальных, правовых, педагогических и иных
мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних»
Слайд 3Цели и задачи деятельности
по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Выявление
и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений
несовершеннолетними.
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Слайд 4Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений – индивидуальная профилактическая
работа. Технология индивидуальной профилактической работы, которая может быть рассмотрена как
социально-педагогическая технология, направлена на выведение несовершеннолетних из социально опасного положения.
Слайд 5Цель деятельности
социального педагога:
создать условия для выявления причин отклоняющегося поведения
у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по
работе с учащимися девиантного поведения, оказание своевременной и квалифицированной помощи, реабилитация и адаптация ребёнка в школе
Слайд 6Участники системы профилактики
общеобразовательного учреждения
директор;
заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
заместитель
директора по воспитательной работе;
социальный педагог;
педагог-психолог;
классный руководитель,
организатор ;
педагог дополнительного образования.
Слайд 7Вместе с классными руководителями социально-психологическая служба школы решает следующие задачи:
Выявление
детей из семей «группы риска» и своевременное оказание им психологической
и социальной помощи.
Обеспечение комплексного решения проблем социализации детей, подростков и их родителей.
Профилактика безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних.
Координация работы всех служб и организаций по оказанию помощи неблагополучным семьям и трудным подросткам, об оказании методической помощи в работе с неблагополучными семьями и детьми группы риска.
Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся в школе.
Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализация прав и свобод личностей обучающихся.
Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами в оказании помощи обучающимся с девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Обеспечение своевременной отчетной документации.
Слайд 8Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным
педагогам:
оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не
всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;
своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;
принятие мер воспитательного воздействия к учащемуся в случае пропусков занятий, нарушения дисциплины и Устава школы;
взаимодействие в ходе работы с семьей ученика;
получение какой-либо специальной информации или консультации.
Слайд 9Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социальных педагогов возможно выделить
следующие общие проблемы:
выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с
одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
развитие демократических основ жизни детских коллективов;
поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию.
Слайд 10Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы
работы:
совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как
отдельных учащихся, так и классов в целом;
проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;
совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы;
игровые способы коррекции поведения детей;
совместное проведение родительских собраний;
совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.
Слайд 11Профессиональная помощь классным руководителям:
Оказание методической помощи в работе с родителями
по решению социально-педагогических проблем на МО.
Проведение тренингов, деловых игр, мастер-классов
и т.д. педагогам предлагается практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы.
Социально-педагогическое консультирование (беседы, групповые консультации, индивидуальные консультации, консультации по запросу участников учебно – воспитательного процесса), включающее в себя вопросы социального и педагогического характера, направленные на решение конкретной проблемы.
Участие в педагогических совещаниях, где рассматриваются актуальные вопросы и проблемы, касающиеся социализации личности учащегося.
Слайд 12 Взаимодействие социального педагога с классным руководителем осуществляется по следующим
направлениям:
1.Социальная диагностика.
Используется для выявления проблем учащихся и субъективного потенциала их
разрешения. Результаты данного направления являются ключевыми при определении путей профилактической, просветительской и особенно коррекционно-развивающей работы. Составление социальных характеристик классов.
Совместное выявление семейного неблагополучия, учащихся требующих особого внимания, учащихся, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.
Индивидуальные беседы с педагогами .
Совместное посещение семей.
Анкетирование, социологические опросы
Слайд 13
2. Профилактическая работа
Обмен информацией по вопросам учёбы, поведения учащихся, семейного
воспитания.
Вовлечение учащихся состоящих на ВШУ, ОПДН, КДН в кружки и
спортивные секции.
Организация контроля за посещением школы «трудных» учащихся.
Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и детей, находящихся в социально опасном положении
Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов учащихся класса и конфликтов в классном коллективе
Слайд 14
3.Просветительская работа
Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права.
Совместное проведение мероприятий,
классных часов, родительских собраний.
Участие в работе педсоветов школы, МО
Выступления на
психолого-педагогических семинарах, семинарах классных руководителей , педагогических консилиумах
Слайд 15
4. Коррекционно – развивающая работа
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую
очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка, подростка со взрослыми
и сверстниками корректировку педагогических позиций позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению конфликтов
Разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного взаимодействия с учащимися и родителями.
Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель»; обучение приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия
Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте ОПДН, ВШУ, КДН.
Слайд 16
5. Консультативная работа
Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем,
выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Консультирование по вопросам:
- заполнения социально-педагогической характеристики
класса;
- профессионального определения учащихся класса;
- разрешение конфликтов;
- особенностей межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками;
- работы кружков, клубов, центров, медицинских и других организаций;
- системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений
Слайд 17В обобщении вышесказанного можно выделить 5 ключевых слов, которые объединяют
деятельность социального педагога и классного
руководителя .
ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.
УВЛЕЧЬ:
вовлечение в интересные виды деятельности.
НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни;
формирование нравственности, воспитание трудолюбия.
ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.
ОБЩЕНИЕ: педагог – ученик; педагог – родитель; родитель – ученик