Слайд 1Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
г. Реж
Слайд 2Структура сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная
часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин
или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
Слайд 3I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3
элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты;
общие рассуждения о значимости предложенных
для объяснения понятий в жизни человека;
ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Слайд 4Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос —
задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной
части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Слайд 5II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис —
это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Слайд 6Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно
переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный
абзац.
в конце каждого абзаца написать микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Слайд 7Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению - называем автора
и произведение, его жанр.
Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету
произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает, считает» и т. п. Нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? Это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише: «писатель приходит к выводу... » и т. п.
Слайд 8III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
3 способа закончить сочинение:
·
Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя
повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» , глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Важно заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям.
Помни:смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Слайд 9Алгоритм работы над сочинением:
Внимательно прочитай формулировку темы.
Выдели в ней ключевые слова
или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
Попытайся своими словами,
коротко сформулировать тему.
Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
Слайд 10Представь себе своего оппонента, начни с ним диалог, доказывая верность
своего рассуждения
Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
Выстрой
логическую последовательность своих доказательств.
Запиши их, составляя план.
Возвратись к началу своих рассуждений; сравни исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делай выводы, запиши их; это заключительная часть твоего сочинения
Проверь написанное, переписывай на чистовик; проверь пунктуацию и орфографию.
Слайд 11Практические советы при написании итогового сочинения:
Вступление (60-70 слов):
Правильно ли определено ключевое
слово в теме сочинения?
Отражено ли это во вступлении?
Намечена ли цель
сочинения?
Сужена ли тема?
Слайд 12Есть ли переход к основной части?
Эта проблема поднимается во многих произведениях
русской (мировой, современной, …) литературы….
Так, в повести (романе, рассказе, …)
речь идет о....
Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
Так в произведении…показан….
Именно…( один из этих вариантов!)
Слайд 13Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента)
Обращение к произведению
(указаны автор, название);
Озвучена проблема, связанная с темой сочинения.
Приведены конкретные примеры
из произведения, иллюстрирующие сформулированную проблему;
Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)
То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: «Еще одно произведение, где поднимается тема...»
О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…
Об этом же писал…
Это же волновало….
Слайд 14Заключение (60-70 слов).
«Специальные» слова для начала заключения:
Подводя итог, хочется сказать:…
Таким образом,
мы понимаем, что….
Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую
же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Заключительная фраза, подводящая итог размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы)
Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
Слайд 15Интернет-источники
https://bingoschool.ru/ege/russian/
http://tilimen.org/ustnij-jurnal-velikan-narodnoj-poezii/15802_html_6ead79f1.png
https://imr.net.ua/4544990-thickbox_default/bloknot-a5-kentwood.jpg